Ринат Волигамси ломает идеологические стереотипы

15.05.2018

фото: Ринат Волигамси, 2013
фото: Ринат Волигамси, 2013

Ринат «Волигамси» — современный художник из города Уфы. Псевдоним художника складывается из его настоящей фамилии — Исмагилов, только наоборот. Ринат с раннего детства был одержим живописью. Художник вспоминает, как он быстро уставал от игр со сверстниками и прячась ото всех, увлеченно разрисовывал днище рабочего стола отца.

Снег, 2013. Холст, масло, 60×100 см (Ринат Волигамси)
Снег, 2013. Холст, масло, 60×100 см (Ринат Волигамси)

Впервые Волигамси стал известен широкой публике в 2013 году. Художник ярко заявил о себе со своим проектом «Снег», выставленном в галерее «11.12» в параллельной программе 5-й Московской биеннале. Картины исполнены в псевдодокументальной технике на постсоветские жанры. Используя однообразные клише советского быта, Волигамси показывает, через фантастический соц-арт истинный смысл. Пытаясь освободить зрителя от идеологических стереотипов.

Склады, 2012. Холст, масло, 60×100 см (Ринат Волигамси)
Склады, 2012. Холст, масло, 60×100 см (Ринат Волигамси)

Картина «Большая Медведица» являет зрителю космическую гармонию мгновенья. Звезды сигаретных огоньков, освещающие напряженные лица мужчин во время перекура, становятся отблесками той самой гармонии. Что по мнению художника свидетельствует о Высшем порядке через изображение созвездия Большой Медведицы. Сам фронтовой перекур — это момент затишья в хаосе войны, является сакральным ритуалом, который хотя бы на несколько минут дарует равновесие погрязшему в войне миру.

Большая Медведица, 2008. Холст, масло, 100×100 см (Санкт-Петербург, РФ)
Большая Медведица, 2008. Холст, масло, 100×100 см (Санкт-Петербург, РФ)

Так же Ринат Волигамси успел войти в историю, как автор обложки для романа колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса — «Сто лет одиночества».

Его картина, «Одиночество» 1998 года, удачно подошла на обложку главной книги Маркеса. Так Волигамси, еще не выработав своей узнаваемой манеры, уже околдовал зрителя, благодаря эффектным графическим приемам. Фактура полотна, неловкая гризайль и абсурдистская коллажность его работы теперь украшает уже не первое переиздание романа Маркеса.

Обложка  к роману Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества», 1998. Холст, масло, 100×60 см (Ринат Волигамси)
Обложка к роману Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества», 1998. Холст, масло, 100×60 см (Ринат Волигамси)

Манера живописи Рината Волигамси — сложилась в 2000-х, благодаря его ироничным картинкам с элементами макабр из «Неофициального альбома», рассказывающего о вымышленной биографии братьев-близнецов Ульяновых (Лениных). Творческие задумки Волигамси обрели ретрофотореалистическую манеру, но при этом не потеряли самоиронию и философский смысл.

Сигарета, 2007. Холст, масло, 70×70 см (Ринат Волигамси)
Сигарета, 2007. Холст, масло, 70×70 см (Ринат Волигамси)

Начать творческую карьеру в провинциальном городе было делом не из легких. Рината Волигамси преследовали творческие упадки. Но поскольку Ринат всегда ставит перед собой сверхзадачу, его талант нашел своего зрителя. Выявляя самые сложные и глубокие эмоции через свои произведения, автор смог добиться интереса у современной, пресытившейся аудитории.

Иллюстратор из Дании Джон Кенн Мортенсен также опирается на стиль макабр в своих работах. Вам может это понравиться.