Будни редактора: леди в вечернем платье орудует заступом

1 October 2020

Вот, казалось бы, счастливая работа - читай книги в свое удовольствие и получай за это деньги.

Ага, щаз.

Я тоже так думала. А потом действительно сделала чтение книг своей работой.

И тут вылезли все подводные камни, которых, само собой, не видно в идеальной картинке "получаю деньги за чтение книг".

Будни редактора: леди в вечернем платье орудует заступом

Во-первых, читать приходится отнюдь не книги, а рукописи. И уровень готовности у них может быть о-о-очень разный.

Во-вторых, это обычный читатель, натолкнувшись на косяк автора, может плюнуть, поморщиться и забыть, особенно если дальше интересно. А редактор не может. Он этот косяк должен отловить, обмусолить со всех сторон, найти аргументы для автора - почему это таки косяк, а не уникальная фишка, - а потом придумать пару вариантов, как от косяка избавиться малой кровью. Малой - это значит правкой двух-трех строк или абзацев, а не переписыванием сюжетной арки или вообще всей книги.

В-третьих, читатель обычно наслаждается книгой в тишине и покое, с головой погружаясь в мир приключений или неспешную реальность прошлого (смотря какие жанры он любит).

А у меня всегда ощущение, что я веду с книгой шумную и частенько бессвязную поначалу беседу - со всеми ее героями и еще с самим автором в придачу. И в итоге читка меня выматывает страшно. Примерно как светский раут, на котором приходится мило улыбаться и вести пустые разговоры ни о чем.

Конечно, как и светский раут, эта самая беседа потом приносит свои плоды: герои встают на свои места, смутные мотивы и цели проясняются, лишние сюжетные петли обнаруживаются, равно как и самые необходимые, сцены сортируются и ранжируются по важности... А авторский замысел, как бы ни прятался за туманом речевой избыточности и сюжетных "рюшечек для красоты", в конце концов проясняется.

Но боже мой! как же эта работа порой похожа на археологические раскопки!..

То есть вы себе представляете, да? Леди в вечернем платье, ведя непринужденную беседу с разношерстной галдящей компанией, с энтузиазмом орудует то заступом, то кисточкой для смахивания пыли, чтобы обнаружить сокровища... Мысли, мысли сокровища. А вы чего подумали? :)

Художник Келли Римтсен
Художник Келли Римтсен

Вот примерно так я себя и ощущаю, когда читаю рукописи, присланные на рецензию. :)

Конечно, это крайний случай. Обычно бывает нечто среднее - не завалы под археологические раскопки, а, скажем, бабушкина комната, где много лишних безделушек))

А больше всего я люблю, когда на рецензию приходит вторая или третья рукопись от уже знакомого автора. Вот такие я читаю с удовольствием.

Знаете, почему?

Потому что если автор вернулся ко мне после первой рецензии, значит, он выбрал путь писательского роста и развития мастерства. И это всегда видно по его текстам.

Собственно, в этом я и вижу главную задачу и смысл редакторской работы - помочь автору раскрыть свой талант. И сделать его книги лучше.

Все остальное - от лукавого. В смысле, от рынка и его требований. Именно поэтому предпочитаю работу напрямую с авторами, а не в издательстве или в редакции журнала. Хотя там тоже есть свои интересные фишки))

Но о них как-нибудь в другой раз.

Спасибо, что дочитали до конца!

Что еще почитать:
Как дописать книгу: пять секретных принципов
Писатель должен быть голодным? || Можно ли заработать на книгах

Фото из открытых источников