- Прыгайте, скорее, прыгайте! – пароход затаскивало в бурлящий поток. - Шлюз прорвало!

15.05.2018

1962 год. Два механика с катеров решили купить пива на пароходе. Тогда, в 60-х годах прошлого века, со свежим пивом было непросто. А пароходы снабжались хорошо.

Парни пришли на шлюз Воткинской ГЭС. Здесь как раз заходил двухпалубник «Александр Фурманов» и сухогруз «Криуши».

Пароходы в шлюзе пришвартовались к стенке.

Шлюзовые камеры сдали в работу десять дней назад, первого мая. Через неделю по ним прошёл первый пароход и после этого начали регулярное судоходство.

Люди толпились на стенках шлюза, всем было интересно посмотреть на пароходы, на шлюзование. Дело необычное для молодого города Чайковский.

А на шлюзах ещё шли работы. Меж камер шлюза спустились вниз рабочие с лопатами. Но кто-то им крикнул: В контору зарплату привезли!

Пароход "Фурманов" у стенки шлюза
Пароход "Фурманов" у стенки шлюза

Многие, оставив лопаты, поднялись и ушли за деньгами. Как позже выяснилось, спаслись.

Между тем механики ждали, когда можно будет зайти на палубу парохода «Фурманов» и пробраться в буфет, поближе к пиву.

Рядом с ними проходила женщина, поднявшаяся снизу. Она шла за зарплатой и говорила кому-то: Стенка-то качается, как живая шевелится.

Никто не обратил внимания на её слова. А через несколько минут…

И как-то внезапно, сразу поднялся страшный крик. Стенка начала рушиться. В открытые ещё ворота шлюза ринулась вся мощь реки Камы.

Механики, молодые парни, разинув рты, смотрели, как в огромную дыры в стенке шлюза льются потоки воды.

- Бегите, прыгайте! – кричали люди с плотины тем, кто стоял ещё на стенке. А она обваливалась под диким напором воды.

Пароход «Фурманов» развернуло и потащило кормой в образовавшуюся дыру. Швартовые верёвки, которыми он был прикреплён к стенке, упали вместе со стенкой. Они натянулись и стали тащить пароход набок, вниз, в прорву.

Матросы схватили топоры с пожарных щитов и обрубили канаты. «Фурманов» выпрямился, но его уже затаскивало кормой в дыру.

Капитан кричал, надрываясь: Полный ход! Полный ход!

Заревели дизеля. Пароход еле удерживался, уже в самой дыре. Сотни пассажиров на палубе, строители на плотине, все замерли. Вот-вот «Фурманов» рухнет вниз!

А река Кама, могучая и свирепая, всё вливалась и вливалась в ворота шлюза.

- Помогите! – закричали те самые механики, что хотели попить пива. Они очнулись, но их уже снесло вниз, в бурлящие водовороты.

После аварии
После аварии

В это время с сухогруза «Криуши» подали швартовые на нос «Фурманова» и тоже завели двигатели.

Чадный смрад от дизелей, грохот воды, крики и вопли раздавались над шлюзами.

Люди с пассажирского парохода перебирались на «Криуши», оттуда прыгали на устоявшую часть стенки и убегали.

В это время два инженера пытались закрыть ворота в шлюз, чтобы остановить потоки воды. Система ещё работала плохо, её иногда заклинивало.

И практически вручную инженерам удалось свести створки ворот вместе. Сразу иссяк поток воды. Пароходы, где машины держали их против течения, ткнулись в стенку. Двигатели заглушили.

В шлюзах царил разгром.

Начали спасать тех, кто смог удержаться на стенках шлюза, они висели на арматуринах, на каких-то выступах.

Причиной катастрофы были признаны ошибки при проектировании. Выяснилось, что была поставлена задача – экономить материалы при строительстве шлюзов, в первую очередь металл. Вот и наэкономили.

А строители делали так, как было указано в проекте. Итог оказался печальным.