Выучить язык по скайпу: 7 явных преимуществ, не меньше предупреждений и только субъективный опыт

Я сталкиваюсь с большим количеством предубеждений по поводу скайпа (слово «скайп» я буду употреблять условно, потому что на месте него может оказаться любой интернет-инструмент для видеозвонков). В силу природной склонности во всём сомневаться я прежде опробовала скайп на себе – и в качестве ученика (год учила норвежский), и в качестве преподавателя (я преподаю русский иностранцам и вот уже почти год делаю это, в том числе, онлайн). Могу засвидетельствовать: скайп – это, действительно, вовсе не класс в школе. О специфике онлайн-обучения, выявленной на собственном опыте, я расскажу в этом посте. Но прежде поделюсь своими наблюдениями по поводу того, почему же некоторые люди не хотят даже пробовать изучать язык по скайпу, будучи уверенными, что у них не выйдет или им не понравится.

Наблюдая за своими учениками, я заметила занятную вещь: «скайп-студенты» и «студенты-очники» - это две аудитории, которые за редким исключением никогда не пересекаются. Те, кто ходит ко мне на очные занятия, не желает попробовать поучиться онлайн; а те, кто учит язык по скайпу, хотя и выражают интерес встретиться и позаниматься с глазу на глаз, почти никогда не находят для этого возможности. Другими словами, те, кто ходит в школу ногами, продолжает ходить ногами, а те, кто занимается сидя перед экраном, продолжает сидеть перед экраном. Два параллельных мира.

Моё личное мнение – дело здесь не только в объективных условиях, но также в психологии. Например, я заметила, что меньше всего онлайн-технологиям доверяют или наиболее расслабленные студенты (например, у которых нет серьёзной внутренней мотивации выучить язык), или студенты, которым язык даётся в силу разнообразных причин тяжело. Обеим группам студентов требуется присутствие преподавателя. Физическое присутствие создаёт для них эффект большей надёжности, серьёзности и даже эффективности процесса. Видимо, это те ощущения, которых студентам не достаёт. Кроме прочего, присутствие преподавателя позволяет переложить на него функцию протагониста, а самому занять более пассивную позицию («вы говорите, а я послушаю»). Онлайн-занятие требует от студента высокой включённости каждый момент. Наверное поэтому ученики, которые точно знают, зачем и в каком объёме им нужен язык, очень благосклонно относятся к обучению онлайн.

Итак, скайп-урок отличается от очного урока. Назову наиболее «выпуклые», на мой взгляд, особенности.

1. Расслабленная атмосфера. Про телеведущих советских времён ходили байки, что они надевали лишь пиджак с галстуком, а вместо брюк на них могли быть надеты хоть треники, хоть семейные трусы. Всё потому, что телезрители видели ведущих лишь выше пояса. То же самое со скайпом: чтобы подготовиться к уроку, нет необходимости тщательно одеваться и причесываться. Можно нарядиться в любимые шерстяные носки и расположиться на диване с чашечкой чего-нибудь согревающего или, например, подобрать себе тихое местечко на лужайке в городском парке. Словом, каждый выбирает для себя (хотя большинство предпочитает всё же заниматься дома за любимым столом). В любой момент урок можно прервать (вдруг вам приспичило заесть согревающий напиток котлетой или пришла красавица-соседка занять соли). Закончен звонок – закончен урок, и никуда не нужно ехать – вы уже дома.

Расслабленная атмосфера – это одновременно и плохо, и хорошо. Хорошо потому, что избавляет и студента, и преподавателя от некоторых формальностей. Плохо же, в первую очередь, для тех, кому не хватает мотивации или уверенности в своих силах. К тому же, вам могут мешать посторонние звуки. В классе обычно тихо, потому что все собравшиеся знают, что они на уроке. Но если вы занимаетесь из дома или скажем, из кафе, то супруги, дети, животные и незнакомые люди могут здорово отвлекать от процесса (поэтому я не рекомендую общественные места для онлайн-занятий). А вот если у вас есть супруг(а) или друг, который хочет посидеть рядом и поучаствовать в уроке, – никаких проблем, вместе учиться веселее.

2. Доступность материалов. Когда я готовлюсь к очному уроку, я каждый раз копирую дополнительные материалы – тексты, листочки с упражнениями и пр. Если я планирую использовать видео или аудио, приходится позаботиться также о настройке проигрывателей, принести нужные диски и т.д. Даже такая простая вещь как маркеры для доски требуют внимания: до урока надо проверить, есть ли они в наличии и хорошо ли пишут. При онлайн-обучении всё значительно проще: мне нужно запастись лишь ссылками на нужные материалы. Но дело, конечно, не только в комфорте преподавателя. Студент может всегда вернуться к аудио или видео, изученных на уроке, что не всегда можно сделать при очном обучении. Отдельное счастье – это «доска», с которой никогда ничего не стирается. Я использую в качестве доски файл Google Docs, но подойдёт любая программа, предоставляющая возможность нескольким людям одновременно работать в одном файле – писать, выделять, вставлять объекты и моментально видеть, что пишет, выделяет и какие объекты вставляет другой. Обычно хватает первого раза, чтобы убедиться, что это очень удобно.

3. Всем всё хорошо видно, слышно и понятно. Одно из несомненных преимуществ онлайн-уроков для меня заключается в том, что каждый может настроить под себя размер шрифта, громкость звука, яркость видео (не говоря уже о температуре и влажности воздуха, ароматах и прочих элементов расслабленной атмосферы, о которой шла речь в пункте 1).

Кстати, если бы преподаватели на очных уроках заглядывали бы в тетрадки своих студентов, они бы могли обнаружить там немало ошибок: студент недослышал, не так понял, неправильно списал с доски, отвлёкся и т.д. Такого просто не случается, когда преподаватель и студент пишут в одном и том же файле.

4. Гибкость учебного графика. Когда у преподавателя много учеников, переносить уроки, конечно, затруднительно. Но всё же в случае со скайпом свободы манёвра больше. Даже если возникнет острая необходимость отменить урок за 15 минут до его начала, это не создаст серьёзных неудобств другой стороне: ведь человек находится дома перед компьютером, ему не пришлось проделать долгий путь, чтобы приехать в школу и узнать, что ученик / преподаватель не сможет прийти. По моему опыту, все организационные вопросы с онлайн-студентами решаются довольно оперативно и легко к обоюдному удовольствию. Однако не стоит обманываться: если двигать и отменять уроки часто, эффективность обучения резко падает. Занятия языком требуют системности (мой субъективный минимум – два часовых занятия в неделю).

5. Выбор преподавателя. Конечно, выбирать и менять преподавателей можно в любом случае. Однако в онлайн-пространстве делать это гораздо проще. Большое преимущество в том, что можно заранее посмотреть записи уроков или видео преподавателя, прежде чем начинать занятия под его руководством. Бывает, что даже профессиональный преподаватель не нравится вам просто в силу личностных особенностей или индивидуального стиля ведения урока. Если вы хотите попробовать нескольких преподавателей, вам не придётся каждый раз ехать в новое место – достаточно подключиться к интернету.

Лично у меня со скайп-студентами общение получается более неформальным, не как со студентами в школе. Мне кажется, этому способствует сама организация пространства урока – каждый сидит перед своим экраном, оба смотрят в один файл или друг на друга. Это создаёт ощущение равного положения. Тогда как в классе преподаватель находится обычно перед ученикоми и на фоне доски, к которой у последних нет прямого доступа.

6. Ничего не теряется. «Доска», которую мы используем урок за уроком, постепенно превращается в учебник с правилами, упражнениями, новой лексикой и ссылками на медиа-ресурсы, который студент пишет сам. Он может дополнять предыдущие разделы, редактировать, что-то удалять. Никакие материалы не теряются! Я помню, что для каждого языка, за который я бралась, через короткое время приходилось выделять отдельную полку – накапливалось слишком много учебников, рабочих тетрадей, распечаток и пр. Когда вы занимаетесь онлайн, всё хранится в одном файле (в виде текста, картинок и ссылок). По сути, это учебник написан вами! И он находится под рукой: доступ к файлу, расположенному в «облаках», можно получить с любого устройства и и из любого места, где вы находитесь (при условии, что там есть Интернет). Поверьте, это невероятно удобно! У меня есть ученики, которые постоянно передвигаются, и это никогда не мешает нам провести очередное занятие. Кстати, при желании можно делать также видеозаписи уроков, чтобы затем их пересматривать.

7. Асинхронность. Студент и преподаватель могут в любой время заходить в общий файл, им не обязательно договариваться о времени. По сути, наше общение продолжается между уроками, с той разницей, что происходит асинхронно, то есть каждый заходит в файл, когда ему удобно. Например, преподаватель может добавлять и проверять домашнее задание. Когда я добавляю домашнее задание в файл уже после урока, у меня есть время, чтобы поискать подходящие упражнения, нужные ссылки и пр. с учётом возникших во время урока тем и затруднений. Студенты заходят, чтобы повторить предыдущие уроки, сделать домашнее задания, а также – оставить для меня возникающие вопросы. И мне не нужно дожидаться формального времени очередного урока, чтобы на них ответить. Асинхронность полезна для работы над ошибками. Когда я проверяю домашнее задание и вижу ошибки, я часто не исправляю их, а только выделяю цветом – с тем, чтобы студент попытался самостоятельно понять, что и почему не так и исправиться. Подчеркну, что вся эта работа происходит между нашими онлайн-встречами. Таким образом, на уроках мы тратим меньше времени на разбор домашнего задания: обсуждаем только то, что осталось неясным.

Я поделилась с вами своим опытом. У вас он может быть другим, и мне было бы очень интересно узнать, что вы думаете по поводу эффективности уроков по скайпу. Буду рада вашим комментариям!