Joe Satriani - Виртуоз рока

13.07.2018

Джо Сатриани (род. 15 июля 1956 года - 61 год) - выдающийся музыкант, внесший огромный вклад в историю электрогитарной музыки... Мы можем, как современники, наслаждаться живыми концертами этого гения и вблизи наблюдать эволюцию его творчества. Джо Сатриани велик в совокупности своих трех проявлений: учитель, гитарист, композитор. Помимо этого он замечательный человек.

Мы постарались составить этот рассказ так, чтобы вы могли с разных сторон познакомиться с музыкантом.
В статье также использовано интервью с Joe Satriani, где он рассказывает о советах и о своей музыкальной жизни.

__________________

Хороший учитель

В первую очередь, Сатриани известен как учитель. Он получил признание среди любителей музыки именно после того, как один из его выдающихся учеников, Стив Вэй (Steve Vai), упомянул и поблагодарил своего учителя (Сатриани) в интервью всех ведущих изданий СМИ Америки.

Среди учеников Сатриани были Steve Vai, Kirk Hammet (Metallica), Larry LaLonde (Primus), David Bryson (The Counting Crows), мастер джаз-фьюжена Charlie Hunter и многие другие...

Сам Джо Сатриани очень быстро освоил гитару, и, продолжая обучаться, стал учить и других начинающих гитаристов. Стив Вэй был одним из первых его учеников. Однако поначалу для Сатриани преподавание - это не более чем побочный заработок

Joe Satriani и Steve Vai
Joe Satriani и Steve Vai
О Steve Vai:
Ему было 12. Мне 15. Помню, он пришел с гитарой и пачкой струн в руках. Стив был великолепен, очень одарен. Я занимался музыкой лишь на один год больше него.
О преподавании:
Преподавание музыки помогло осознать, что для ученика ты должен выкладываться, самому раскрываться. Ты должен сделать так, чтобы ваши мысли и желания слились. Ты можешь потерять ученика, если не сможешь правильно объяснить мысль. Потом, когда я стал выступать перед аудиторией, я понял, что это тоже самое. Ты потеряешь аудиторию, если не сможешь правильно донести свою мысль.
Учитель не должен дискриминировать ученика, а напротив - должен вдохновлять его. Необходимо подготовить почву (научить некоторым аккордам и прочему), и, если ученик решит для себя, что он хочет и готов двигаться дальше, тогда можно и ошарашить чем-нибудь эдаким. У меня были ученики от 9 до 60 лет, даже юристы, которые были уже в возрасте, но всегда важно выяснить, чего ученик хочет добиться.
Joe Satriani

__________________

Великолепный гитарист

Интерес к музыке у Сатриани появился ещё с 9 лет. Тогда он обучался игре на ударных инструментах. У него была кофейная банка с резиновым пэдом, на которых он тренировался. Отец поставил условие перед мальчиком, чтобы стимулировать обучение: когда Джо делал своё очередное задание и показывал что он ответственный, растущий музыкант, он получал что-то ещё для ударной установки по частям. Однако после 2 лет усердного обучения, Джо Сатриани понял, что не достаточно хорош как те, кого он любил слушать и забросил ударные.

В 11 лет Джо начинает увлекаться музыкой Джими Хендрикса, Cream, а также Led Zeppelin. Он точно решает, если он снова возьмётся за музыку это будет непременно гитара, а вскоре после смерти Хендрикса окончательно делает свой выбор и начинает усердно заниматься на подаренной ему гитаре — Hagstrom III. Учителем Сатриани был Билл Уэскотт.

Посещая школу, Сатриани одновременно выступает в клубах и фестивалях, получая за это деньги. Благодаря учителю и собственным усилиям, к колледжу молодой Сатриани уже имел огромный профессиональный опыт, и поэтому заявил семье: «Я собираюсь покончить со школой, и стать профессиональным музыкантом». Старший брат отца был профессиональным музыкантом, поэтому у семьи не было особых возражений.

"Просто играйте то, что вам хочется играть.
Не пытайтесь играть вещи, которые как вы думаете были бы, должны были бы и могли бы хорошо звучать. Играйте то, что вам хочется играть и двигайтесь дальше. Это реально очень важно для молодых гитаристов, потому что по началу ты хочешь разобраться со всеми этими обвинения и условностями “как, зачем, может быть, надо бы, могло быть”. Но ты, в конечном счете, вытащишь много прикольного, если будешь играть рекомендуемым образом, и публика тебя оценит, услышав, что кто-то играет как трушный артист".
Joe Satriani

В начале карьеры Сатриани не был особо успешен. Несмотря на то, что он активно участвовал в группах и записывался в звукозаписывающих студиях, его композиции не были успешны. Однако после того, как Стив Вэй начал активно рассказывать о своём учителе (в 1987 г.), Джо Сатриани, им заинтересовались. К тому же, немного до этого Сатриани записал альбом «Not Of This Earth», который понравился публике. Сатриани стал известным.

После этого Мик Джаггер из The Rolling Stones пригласил Сатриани на совместный тур по Австралии и Японии, что только укрепило позиции Джо.

"Предложение присоединиться к группе Джаггера подоспело очень кстати. В то время мой второй альбом «Surfing With The Alien» только-только увидел свет. Даже те люди, которым очень нравились мои диски, всё ещё не знали, как я выгляжу. Как только я попал в коллектив Джаггера, у меня начали брать интервью «Rolling Stone», «CNN», «Wall Street Journal», «NY Times», и очень быстро ко мне пришла известность. А шанс выступить с таким шоуменом, как Мик Джаггер, выпадает раз в жизни".
Joe Satriani

Помимо этого началось сотрудничество с гитарной фирмой Ibanez, Сатриани перешёл на гитары их производства.

Топовые Ibanez JS отличаются долгим сустейном и своеобразным «скрипичным» звучанием с определенной долей пронзительности и теплоты. Все это позволяет благодарным слушателям по всему миру в полной мере наслаждаться великолепной мелодикой, которой наполнена музыка Джо Сатриани, а также прекрасной техникой исполнения гениальных композиций великого мастера.

"Никогда не играй если больно.
Это предельно важно. Если ты каждый день пилишь под метроном двух-трех-октавные гаммы вверх и вниз по грифу, и в какой-то момент чувствуешь “ой, запястье болит”, то тебе нужно остановится.
Нет никакой пользы когда играешь с болезненными ощущениями. Я знаю, что у тебя есть соблазн подумать “Моё запястье меня убивает, но если я поиграю еще 15 минут, то буду круче и людям понравится. Я стану большой звездой и заработаю кучу бабла.” Но ничего не получится подобным образом.
Раз за разом играть гаммы под метроном не имеет ничего общего с успехом. Это просто упражнение для того, чтобы научиться играть гаммы под метроном. Может быть лучше сказать себе “О, Боже, я ощущаю боль. Может стоит просто послушать какой-нибудь другой музыки, которую люди хорошо исполняют.” Впитайте в себя хороший вкус. Впитайте в себя то как великий музыканты играют правильные ноты. Это, я чувствую, намного полезнее нежели истязать себя".
Joe Satriani

В конце 1993 года Сатриани получает предложение занять место ушедшего Ричи Блэкмора в Deep Purple. После недолгих колебаний Джо согласился. Задача была не из лёгких, так как надо было в короткий срок выучить большое количество материала, но Джо справился с этой задачей, он даже получил предложение от Deep Purple остаться в группе в качестве постоянного гитариста, но Джо отказался.

"Ощущения двойственные. Фактически я заменил самого Блэкмора. Потом думаю: «Минуточку! Ричи Блэкмор незаменим!». Я видел лица слушателей, которые с трепетом смотрели на сцену, но понимал, что я — не один из Deep Purple. В репертуаре было несколько песен, которые лучше Блэкмора никому не сыграть. Потом мне дали послушать «живые» записи, и я понял, что некоторые «блэкморовские» партии радикально менялись от концерта к концерту. Он постоянно искал, как бы улучшить песню. И вот, уже будучи участником группы, я перенял эту эстафету. «Подгонка», главным образом, касалась нового материала, с которым мы гастролировали. Им понравилась моя игра, мне понравилось играть с ними. Команда просто фантастическая!".
Joe Satriani

Джо Сатриани часто соглашался на выступление в разных группах, если нужно было подменить гитариста и всегда превосходно справлялся с поставленной задачей. Благодаря его отзывчивости и профессионализму, он получил прозвище "Святой Джо".

__________________

Организатор G3

В 1995 году Джо принялся за осуществление перспективного гитарного проекта, получившего название G3.

"Как-то я пожаловался своему менеджеру, мол, чувствую себя изолированным от всего остального мира, сам в студии, сам на концертах… Мои гастроли и гастроли других гитаристов, вроде Стива, никогда не пересекаются. Мы лишены возможности общаться и обмениваться информацией. Гитаристы, сами знаете, обожают потусоваться друг с другом, поджемовать (поимпровизировать вместе) и всё такое. Так родилась идея… Гитарного фестиваля что ли. Правда, было одно ограничение — в «фестивале» могут принять участие не более трех исполнителей. Во-первых, во многих концертных залах установлен регламент — не более трех часов, а во-вторых, три часа «живой» музыки, согласитесь, все-таки тяжеловато для слушателя. Из всех этих задумок и появился «G3». Если не изменяет память, название придумал мой менеджер Mick. Поначалу проект не пользовался большим спросом. Менеджеры и промоутеры были напуганы одной лишь идеей гитарного соревнования. Тем не менее, мне удалось убедить всех в целесообразности «G3», а реакция фанов не заставила себя долго ждать."
Joe Satriani

Вскоре «фестиваль» G3 из разового мероприятия перерос в ежегодный шоу-марафон с обязательным участием Джо Сатриани и Стива Вея, к которым каждый раз присоединяется новый гитарист: Роберт Фрипп, Эрик Джонсон, Ингви Мальмстин и Джон Петруччи, а также другие гитаристы.

__________________

Композитор

Joe Satriani постоянно ищет новые идеи в области создания музыкальных произведений. Например, весь альбом Crystal Planet был написан только с тетрадью и метрономом, без наигрышей на инструменте. Написав весь альбом, вместе со своей группой они вызубрили нотный текст так, как будто готовились к концертному выступлению, а потом продемонстрировали это своему музыкальному продюсеру. Вместе они добавили и исправили произведения и только потом записывались в студии. Всё это происходило в сжатых сроках, в перерыве между концертами тура G3.

"Слушайте музыку как любитель музыки, а не как гитарист.
Одна из вещей которые могут исказить формирование точки зрения на чье-то артистическое выражение - когда вы забываете, что люди, слушающие музыку, не играют ее. Очень легко погрузиться в детали и за ними не заметить чего-то важного.
Музыканты иногда должны жить двойной жизнью. Как исполнители, особенно когда дело доходит до записи, необходимо разглядывать сделанное чуть ли не под микроскопом. Я не слишком ускорился? Я дотянул? Я не выпал? Все ли ноты попадают в тональность? Всегда ли я точен когда делают бенды на второй струне на том ладу? С другой стороны большинство людей не думают об этом всем, когда слушают музыку. Песня приходит и вызывает реакцию типа “Хочу я ощущать что-то типа этого или я хочу послушать что-то другое?”
Это нормальный человеческий подход. Люди приходят домой, это был паршивый день, хочется включить музыку, которая окажет помощь. Они хотят успокоиться, хотят хорошо себя чувствовать, хотят отметить что-то, случившееся на работе - ну все эти дела. Они не хотят анализировать музыку и думать, а что там за смешную штуковину учудил гитарист на двенадцатом ладу? Это последняя вещь, о которой они будут думать.
Гитаристам надо учиться наступать себе на горло и слушать музыку так, как это делают любители музыки. И это не про усилок или примочки, не про первый или пятьдесят второй дубль. Это о том как музыка пробуждает ваши чувства. Всегда помните об этом".
Joe Satriani

Все альбомы отличаются друг от друга техникой написания. Для альбома "Joe Satriani" он использовал другие инструменты, на которых обычно не играл. И записывал наработки сразу в студии. Представляя, будто застал себя "врасплох" и нужно записываться прямо сейчас, когда только закончил сочинять композицию.

Джо Сатриани постоянно думает о слушателях, как они бы отреагировали на тот или иной альбом, а также вспоминает Джими Хендрикса, своего кумира гитары, и думает, как бы тот сочинил такую же композицию, и что бы привнёс нового.

Почти все композиции наполнены энергией и сложными гитарными приёмами. От его невероятных соло гитаристы теряют дар речи. Действительно, его не зря прозвали "Джо Золотые пальцы", благодаря его технике и, при этом, чистому звуку.

_________________