ГАЗ-69. Главный "козлик" страны Советов

22.06.2018

Историю этого автомобиля можно считать вполне удачной, что в СССР было не всегда. Созданный как в первую очередь автомобиль для народного хозяйства и армии, он использовался ещё и в различных государственных службах, а благодаря неприхотливости и универсальности активно поставлялся на экспорт. Однако полюбили его именно за проходимость, которая просто поражает. При помощи всяческих технических факторов, заложенных в его конструкцию, этот вездеход мог активно штурмовать и грязь, и снег, и подъёмы и даже болота! Как свидетельствуют испытания, ГАЗ-69 мог преодолевать броды до шестидесяти сантиметров, а с загерметизированным отверстием для проверки масла и снятым ремнём вентилятора все восемьдесят. Да, «шестьдесят девятый» в своей стихии сумел превзойти по многим характеристикам почти все аналоги, тогда существовавшие.

Необходимость замены ГАЗ-67Б наметилась уже давно и выражалась в нескольких факторах. Во-первых, автомобиль двенадцатилетней давности уже не мог полностью удовлетворить ни военных, ни народное хозяйство. Во-вторых, за это время мировые аналоги уже успели создать что-то более совершенное, чем «Виллис», поэтому в наметившейся «гонке вооружений» этого было достаточно для разработки новой конструкции. Тем более при всей своей удачности ГАЗ-67 имел и множество недостатков, которые решить очередной модернизацией исправить полностью не получилось бы. Поэтому почти сразу же после войны горьковские инженеры приступили к созданию нового джипа. Как уже можно догадаться, одним из главных заказчиков этого проекта была армия, посему в большинстве своём машина разрабатывалась под их нужды. Уже имевшие опыт в создании полноприводных автомобилей (ГАЗ-63, появившийся чуть ранее), инженеры решили заложить в своё «детище» огромный внедорожный потенциал. Причём он выражался не только в специфической компоновке, но и в малых свесах кузова, двухступенчатой раздаточной коробке вместо таковой одноступенчатой у ГАЗ-67Б, и относительно маленькой колёсной базе.

Помимо высокой проходимости ГАЗ-69 радовал потенциальных пользователей и своей универсальностью, которую обеспечивали следующие факторы. Первое – это брезентовые крыша и боковины дверей, которые всегда можно было беспрепятственно снять и вместе с тем установить обратно. Это обеспечивало вентиляцию салона летом и закрытое салонное пространство зимой. Конечно, съёмная крыша имела и свои минусы, а именно низкую герметичность и изоляцию от шума, что подводило зимой, но это компенсировала печка, помогавшая работать даже в лютые морозы без перчаток. Увеличивал универсальность «ГАЗика» и тот факт, что он не имел практически ни одной детали, уже не освоенной на различных массовых моделях. Так, например, двигатель машине достался от освоенной «Победы», от неё же коробка передач с другими передаточными числами и сцепление, а также тормоза, за исключением стояночного. Это обстоятельство для «родной среды» ГАЗ-69 иногда оказывался решающим, тем более чинить его и эксплуатировать мог и самый простой водитель. Машина могла к тому же достаточно успешно применяться в морозы, чему способствовали отопитель салона, с помощью специальных воздуховодов обогревавший ветровое стекло, и предпусковой подогреватель. Применимо к этому авто и такое понятие, как «практичность», ибо он имел в кузове складные скамьи и откидной задний борт, позволявшие не только перевозить солдат и вооружение, но и устанавливать медицинские носилки.

Имел «ГАЗик» и модификации на своей базе, причём в основном они предназначались для военных. Ведь на его трудовые плечи устанавливали и зенитки, и ракеты, и полевые кухни и т.д. Но, пожалуй, главный его вариант – это версия для народного хозяйства ГАЗ-69А. Помимо дополнительного ряда сидений и дверей, а также изменённой формы тента, она отличалась от базовой машины и бензобаками: ГАЗ-69А имел всего один объёмом 60 литров в задней части, то базовый фаэтон имел один объёмом 47 литров под полом и второй объёмом 28 литров под сиденьем пассажира. Разным было и положение запаски: у первого она располагалась на дне багажника, а у последнего на левом борту кузова. Тем более для ГАЗ-69 был придуман специальный грузовой прицеп, известный как «ГАЗ-704», который мог перевозить до восьмисот пятидесяти килограммов груза. Причём поставлялся советский джип и во многие тогда дружественные нам страны, тем более для Румынии и Северной Кореи были щедро подарены документация и чертежи для его производства. В Румынии, например, освоили производство собственного внедорожника, созданного на базе «шестьдесят девятого», известного сейчас как «ARO-M-461». Причём румыны без чувства какого-либо стыда осмеливались «толкать» свою машину туда, где хорошо продавался наш «ГАЗик», но всё равно конкуренция перевешивала в нашу сторону.

Таким образом, ГАЗ-69 выпускался с 1952 по 1972 годы, при этом с 1952 по 1956 в Горьком и с 1953 по 1972 в Ульяновске. Причём в последнем автомобиль выпускался сначала исключительно из машинокомплектов, то постепенно самостоятельно. Использовалась эта машина везде: в армии, в качестве служебной, в том числе и для председателей колхозов, в скорой помощи и т.д. Таким образом, ГАЗ-69 сумел стать полноценной заменой ГАЗ-67Б, причём обретя приемника в лице модели уже другого завода – УАЗ-469.