Солонин и Ленд лиз.

22.06.2018

Это главка из одной статьи МС, в принципе, если не считать его завываний, ней не содержится никакой сколь нибудь новой информации, но главку я приведу полностью. Дабы продемонстрировать кухню мэтра. Мои комментарии болдом.

КАРАВАНЫ "СВОБОДЫ"

Советский Союз и Соединенные Штаты не были близкими соседями.

-- Где как. На Дальнем Востоке относительно близкими, разделенными только достаточно безопасными океанскими просторами. Проблема доставки грузов на Дальний Восток была лишь в трудностях доставки грузов в западную часть СССР

Соответственно, все эти миллионы тонн товаров, включая многие сотни тысяч тонн взрывчатки, взлетающей на воздух от первого же осколка авиабомбы (и ничуть не менее пожаро-взрывоопасного авиабензина), надо было еще доставить в порты СССР по безбрежным просторам мирового океана. Советский морской флот смог перевезти лишь 19,4 % от этого гигантского тоннажа; все остальное союзники доставили сами.

Для решения этой беспрецедентной по масштабу и сложности задачи
-- К 1941 году ни для британцев, которые в принципе зависели от морских перевозок, ни для американцев, которые имели как минимум опыт переброски и снабжения своего экспедиционного корпуса в 1917-18 гг., причем, в условиях неограниченной подводной войны.

было найдено столь же беспримерное средство - американцы смогли организовать скоростное поточное производство океанских судов серии "Либерти" ("свобода").
-- Оп. Следим за руками. В этом месте у неподготовленного читателя может возникнуть мысль, что суда типа "Либерти" были изготовлены специально для снабжения СССР. На самом деле, первые корабли, сделанные по поточному методу появились в годы Первой мировой войны - сторожевики, которые выпускал Генри Форд и транспортные "Хог Айлендеры", которые дожили до Второй мировой. В 1940 году англичанам нужно было спускать на воду больше транспортов чем немцы могли утопить. Их верфи с такой задачей не справлялись. Тогда они заказали в США 60 пароходов, за основу которых был принят тип, созданный еще в конце XIX века, ставший привычным для британского торгового судоходства. Первый корабль Ocean Vanguard, cпустили на воду 16 августа 1941; несколько ранее, в марте 1941, «британская» серия была увеличена до 200, а в апреле до 306 судов, однако 117 из них планировалось построить уже по новому проекту (будущему «Либерти»). Чем отличались "Либерти" я объяснять не буду. Первые 14 кораблей были спущены на воду 27 сентября 1941 года после 230-дневной постройки. То есть, разработан и запущен в производство новый тип корабля был еще в те дни, когда ни о каком союзничестве СССР и Великобритании с США не были и речи. Кстати, ленд-лиз в СССР был одобрен Рузвельтом 1 октября 1941 г. В общем, Слонин не то, чтобы соврамши, но упускает важные детали и порождает у читателя неверное впечатление.

Цифры, характеризующие программу строительства "Либерти", не могут не потрясти воображение. Огромные океанские суда, водоизмещением в 14,5 тыс. тонн (длина 135 м, грузоподъемность 9,14 тыс. тонн) были построены в количестве 2750 единиц. Средняя продолжительность постройки одного судна была доведена до 44 дней. И это в среднем - в ноябре 1942 г. корабль этой серии "Роберт Пири" был спущен на воду через 4 дня, 15 часов и 29 минут после момента закладки.

Главной особенностью судов серии "Либерти" (именно она и позволила добиться феноменальных темпов производства) была замена клепки сваркой. Считалось, что ресурс таких кораблей будет очень низким, но в условиях войны этим было решено пренебречь. Однако "Свобода" оказалась на удивление живучей - "сварные корабли" ходили по морям десятки лет; так, упомянутый выше "Роберт Пири" находился в эксплуатации до 1963 года, и даже в начале 21-го века по меньшей мере три "Либерти" еще оставались в строю действующих!

Сверхскоростной постройкой огромного количества кораблей задача отнюдь не исчерпывалась. В Берлине тоже понимали военное значение этих бесконечных караванов судов с авиабензином, вооружением и боеприпасами, и пытались принять собственные контрмеры. Проводка судов через воды северной Атлантики (этим, "мурманским" маршрутом была доставлена примерно треть всех грузов),

22, 6 процента. Меньше четверти.

кишевшие немецкими подводными лодками, под прицелом немецких бомбардировщиков, получивших для своего базирования все аэродромы Норвегии, стала, по сути дела, военно-морской кампанией стратегического масштаба. И эту кампанию союзники с блеском выиграли - даже на "мурманском направлении" было потеряно всего лишь 7% тоннажа; караваны, направлявшиеся в порты Ирана или советского Дальнего Востока, потеряли не более 1% .

-- Вообще, сначала наезжать на советские 4 процента ВВП, а потом рассказывать про лишь 7 процентов потерь - очень мило. Кстати, именно через Дальний Восток и Иран шел основной объем поставок. Зато эти пути были почти безопасными. Что до арктического маршрута, то потери, которые несли Союзники в Атлантике превышают потери арктических конвоев. в Арктике были потеряны 80 торговых судов. Это не делает подвиг моряков менее героическим, поскольку даже нахождение в такой местности смертельно опасно для человека. А тут еще бомбят и плюются торпедами.

Все познается в сравнении. С чем сравнить военно-морское чудо, содеянное союзниками? Можно с историей "блокады" Ленинграда, когда доставка по Ладожскому озеру нескольких барж с продовольствием в день - и это на расстояние в 50-80 км, а не 5 тыс. морских миль - превратилась в почти неразрешимую проблему.

-- Не буду повторять то, что уже писал. Добавлю лишь, что располагаю списком плавсредств, которые находились в озере 28 августа 1941 года. Общая грузоподъемность - меньше 6000 тонн.

Можно с историей злосчастного "таллиннского перехода", когда Краснознаменный Балтийский флот на пути в 400 км из Таллинна в Ленинград, не встретив в море ни одной немецкой подводной лодки, ни одного вражеского судна класса эсминца и выше, потерял 57 % экскортируемых гражданских судов.

-- Конечно можно. Загоняем полярные конвои на узкие фарватеры. Фарватеры засеиваем минными постановками. С кораблей снимаем половину зенитного вооружения и забиваем их эвакуируемыми солдатами, беженцами и раненными. Потом начинаем сравнивать.

Можно (хотя лучше этого не делать) вспомнить и историю многомесячной обороны Севастополя, когда Черноморский флот - опять же, практически не имея заслуживающего упоминания противника на море - не смог ни обеспечить бесперебойное снабжение сражающихся за город сухопутных войск, ни эвакуацию последних уцелевших защитников Севастополя (от 15 до 20 тыс. человек, в том числе не менее 5 тыс. раненых, были просто брошены на произвол врага)

-- Конечно лучше этого не делать, ибо, цитирую Солонина: "под прицелом немецких бомбардировщиков, получивших для своего базирования все аэродромы" Крыма. Вот только полет с крымских аэродромов был короче и позволял немцам иметь абсолютное господство в воздухе и топить практически любой корабль, пытавшийся прорваться к Севастополю. При этом снабжать Севастополь стало по-настоящему невозможно только после вторичного захвата немцами Керчи в мае 1942 года. До этого момента проблем со снабжением и вывозом раненных не было. Впрочем, читателям Солонина такие мелочи малоинтересны.