Аметист


Природная двуокись кремния – кварц – один из самых распространенных в земной коре минералов. Он входит в состав множества горных пород самых различных типов – магматических, метаморфических, осадочных, вплоть до морского или речного песка, слагает мощные жилы и прожилки, несущие вкрапленность рудных минералов... В общем - самый-самый-самый… Распространённый, тривиально-обычный, привычный…

Но есть его разновидности, мимо которых человек пройти просто так не мог – прозрачные, яркоокрашенные, прочные и очень-очень красивые. В общем самые настоящие драгоценные камни. Гамма цветов и окрасок этих ювелирных разностей очень широка – от бесцветного водяно-прозрачного горного хрусталя до хмурого смоляно-чёрного мориона. Здесь и дымчатый кварц (или «раухтопаз», как его ошибочно называют) и цитрин всех оттенков от зеленовато-желтого, лимонного до желтовато-коричневатого и желто-оранжевого, зеленоватый празиолит, розовый кварц, забавный кварц-волосатик с включениями игольчатых кристаллов рутила или турмалина, носящий поэтические названия «волосы Венеры» или «стрелы Амура» и ещё и ещё…

Но самым красивым, известным, да и пожалуй самым ценным из этой веселой кварцевой семейки является аметист. От бледно-фиолетового и розовато- или синевато-сиреневого, лавандово-синего до густого, насыщенного пурпурного, густо-фиолетового и темно-фиолетового, почти черного со слабым коричневатым оттенком – гамма окрасок и оттенков аметиста чрезвычайно широка. Вдобавок, он в той или иной степени обладает «александритовым эффектом» - способностью слегка изменять окраску в оттенках при изменении спектрального состава освещения – искусственного, дневного или вечернего.

Удивительно, но практически за всеми камнями, обладающими таким эффектом, в том числе и за аметистом, тянутся из глубины веков легенды об их способности «повелевать погодой» - избавлять владельца от стихийных бедствий, ураганов, штормов и прочего. Казалось бы – КАК? Но если принять во внимание именно их свойство менять свою окраску, то возможно оно использовалось каким-то образом для предсказаний резкого ухудшения погоды, например по изменению оттенка камня из-за немного другой, может почти незаметной глазу освещенности неба… А предупреждён – значит вооружен! В общем-то, конечно это только догадки, но при совместном статистическом анализе «магических» и реальных свойств камней такая закономерность прослеживается очень отчетливо…

Чаще всего окраска в аметисте распределена неравномерно, пятнами, в некоторых участках кристалла, особенно в остроконечной вершине, обычно насыщеннее и гуще. Также, частенько, окраска в кристалле распределена по зонам роста, то есть кристалл какое-то время рос как бесцветный горный хрусталь или «обычный» молочно-белый кварц, потом как аметист, затем снова бесцветным и так далее... Иногда можно наблюдать забавное и очень красивое зрелище, когда внутри прозрачного кварца как-бы «спрятан» меньший по размеру кристалл аметиста. Это называется «фантом». Участки различной окраски в аметисте могут, как ни странно перемещаться по кристаллу, под длительным воздействием прямых солнечных лучей он может выцвесть, а осторожно нагретый до определенной температуры, например, запеченный в хлебе в русской печи, превратиться в цитрин или аметрин – камень, имеющий местами аметистовую, а местами желтую, цитриновую окраску. Ювелиры, всегда заинтересованные в сырье лучшей, более интенсивной цветности, нередко пытаются искусственно вызвать сгущение аметистовой окраски. Для этого на Урале кристалл частенько вначале длительное время проваривали (недаром аметист здесь звали «вареником»), потом остужали, опускали вверх тормашками в емкость с водой и выносили на трескучий мороз. В некоторых аметистах окраска при этом «стекала» в острый кончик кристалла, насыщая его цветом. Его-то и вырезали для огранки, а все остальное - выбрасывали… Отчего же происходят такие чудеса с окраской? Дело в том, что она у аметиста, как и у многих других минералов – идиохроматическая. Не пугайтесь необычного термина, сейчас я вам попытаюсь популярно это разьяснить. Как-то здесь, при разговоре о гранатах я уже писал о таком явлении, как изоморфизм – когда в кристаллической решетке минерала некоторые ионы-катионы могут замещаться другими, но обязательно близкими по ионному радиусу. Например, как это происходит в аметисте, небольшое количество ионов кремния замещается железом, находящимся в трёхвалентном состоянии и натрием. Несмотря на то, что ионные радиусы этих элементов близки, железо и натрий все-же немножко отличаются от кремния по радиусу и начинают искажать, «курочить» четкую геометрию кристаллической решетки, распирая или сужая ее в каких-то местах. А любое изменение геометрии ведет к изменению свойств, в том числе и оптических… Эти локальные дефекты кристаллической решетки довольно нестабильны и могут мигрировать по ней под воздействием тепла или, допустим, радиационного облучения. Именно дефектность кристаллической решетки придает каждой отдельной разновидности минерала или даже каждому конкретному кристаллу свою индивидуальность, можно даже сказать жизнь… Ведь что такое ЖИЗНЬ по большому счету – это способность реагировать, взаимодействовать с внешней средой… Только представьте себе, что в вашем любимом аметисте, который вы часто держите в руке, под воздействием тепла ладони и электропотенциала кожи, а может и, чем чёрт не шутит, мыслей, происходят какие-то изменения и запечатлевается, отпечатывается какая-то ваша, сугубо индивидуальная информация… Очень интересно на этот счет писал Г.Франтов в серии своих публикаций (см.список литературы в разделе «Что почитать на тему». Но я, пожалуй, увлекся и отвлекся от темы… Ведь для меня любой камень и каждый пост - это повод попытаться рассказать вам о чем-то интересном и необычном, иногда довольно сложном, но доступным, популярным языком, в робкой надежде заинтересовать вас тем, что безумно интересно и мне – чарующим и загадочным МИРОМ КАМНЯ…

Современное название этого камня происходит от греческого «a-methysios» - неопьяненный. В связи с чем Теофрастом в 315 г до н.э. дано ему такое название – догадок много. Толи от того, что древние греки, не пившие красное вино неразбавленным, разводили его водой в пропорции по цвету близкой аметисту, толи от того, что как камню высокой духовности и здравомыслия ему приписывлась способность предохранять владельца от пьянства: «Аматистъ есть камень цветом вишневъ, а родиться в Индии; сила того камени есть: пьянство отгоняти, мысли лихие отдаляти, добрый разум делаетъ и во всех делехъ помочь даетъ…» (русский «Азбуковникъ», 1672 г)

В классической литературе и мифологии существуют несколько красивых легенд о происхождении этого камня. Вот, например, древнегреческая: свое название камень получил от имени прекрасной нимфы Аметис, к которой воспылал нешуточной страстью невоздержанный бог вина и радости Дионис. Но нимфа любила скромного пастуха Сирикоса – талантливого музыканта и любимца покровителя искусств Аполлона. Поэтому она отвергла притязания Диониса, а тот, не привыкший к отказам и оскорбленный в лучших чувствах погнался за ней через лес с самыми что ни на есть похотливыми намерениями. Но как только он был готов заключить прекрасную нимфу в свои объятия, на помощь к ней поспешила целомудренная богиня-охотница Артемида и превратила ее в лиловый прекрасный камень, спася тем самым ее честь от домогательств бога «буйных мистерий». А в память об отвергнутом домогательстве, камню, в который она превратилась, была дана сила охранять от опьянения и других видов невоздержанности.
А вот похожая легенда в старофранцузком исполнении: бог Вакх, обиженный пренебрежением к своим «страданиям» решил отмстить первому встреченному и бросить его на растерзание голодным тиграм. Завистливая Парка решила «подставить» ему красивую и скромную девушку по имени Аметист, которая стояла у нее на пути к служению в храме Дианы. Когда звери бросились на девушку, она стала молить богов о спасении и была превращена ими в чистейший белый камень. Узнав о чуде и раскаявшись в своей жестокости, Вакх пролил забродивший виноградный сок (читай вино) на окаменевшее тело девушки и оно окрасилось в прекрасный пурпурный цвет…

Но на самом деле, у этого камня существует множество синонимов: амефис, вареник, камень Бахуса, джамаст у древних персов и арабов, банаваш, мегесик у армян, ахламах или керкхан, под каковым именем он фигурирует в Торе и Ветхом Завете, агат пурпурный, цветок горный, горная фиалка, камень архиерейский, камень епископский, лавендин…
Ювелиры древнейших центров человеческой цивилизации – Междуречья, Средиземноморья, Индии, Китая, Доколумбовой Америки не обходили вниманием этот замечательный камень, привлекающий в первую очередь своим насыщенным, красивым цветом. В древнем Риме и Греции, а позднее – в средневековой Европе были очень популярны перстни-печатки из этого камня. В Древнем Китае процветало тонкое искусство резьбы по крупным кускам аметиста. Очень ценился он и на Руси – наравне с рубином и сапфиром, например, корона Ирины Годуновой была украшена густокрашенными аметистами, чередующимися с крупными сапфирами. Но в Европе и Росии совершенно по-другому зазвучал этот камень в связи с традициями христианства. Ведь символика фиолетового цвета – мудрость, спокойствие, воздержание от страстей человеческих, созерцательность, высокая духовность… Эти символические качества переносились верующими не только на аметист, но и на другие фиолетовые камни. Например, на редчайший чароит, единственное в мире месторождение которого открыто в Якутии только в 1973 году. Покойный Папа Римский Иоанн Павел II заранее заказал себе надгробную плиту из этого редкого камня…
«Епископский», «пастырский», «кардинальский», «архиерейский» камень украшал перстни священнослужителей высокого ранга. А «кольцо Рыболова» Папы Римского, как неизменный его атрибут, а перстни, вручаемые кардиналам при их введении в сан… Герой романа Анатоля Франса «Аметистовый перстень» аббат Гитрель говорит: “Епископ носит перстень как символ своего духовного брака с церковью, а поэтому перстень должен в известном смысле выражать своим видом идею чистоты и строгой жизни… В христианской символике он означает скромность и смирение…”

В Оружейной палате Московского Кремля можно увидеть замечательные произведения искусства 17 века – инкрустированные аметистами переплет «Морозовского Евангелия» и оклады икон «Вседержитель» и «Богоматерь Смоленская»…
Известно множество исторических ювелирных изделий с аметистом, как духовных, так и светских, ну, например, ожерелье королевы Англии Шарлотты, огромные красивейшие аметисты, украшающие королевский скипетр и корону Британии…

Наиболее крупный ограненный аметист в мире происхождением из Бразилии весом 1362 карата - 272,4 грамма хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне, там жн находятся и замечательные российские аметисты. Достаточно сказать, что по ценовой характеристике, учитывающей интенсивность и привлекательность окраски и качество камня, выделяются три типа - «сибирский», «уругвайский» и «байя». Первый из них, названный по уральским камням, естественно самый лучший, и цена его в огранке колеблется при весе в 3 карата от 10 до 25 долл./карат, второй, при весе 3-20 карат - 5-20 долл./карат, и третий того же веса, самый бледненький - 1,5-20 долл./карат. На отечественном рынке ограненный аметист весом 1-2 карата насыщенного цвета ценится в 10-12 долл./карат, а весом 40 и более карат - 25-28 долл./карат.

Приятно осознавать, что, как и в случае с александритом, отечественные аметисты, пусть и редко появляющиеся сейчас на мировом рынке и «забитые» дешевым камнем из Латинской Америки по-прежнему считаются эталоном качества.

Как и о любом драгоценном камне, а может, даже и в большей степени, об аметисте сложено множество преданий и легенд. О его «магических», лечебных свойствах, о том, какому из знаков Зодиака он больше всего подходит… Углубляться в эти дебри я сейчас не буду, тем более, что не потерял надежды пополнять этим самым раздел «Мифы и легенды о камне».
Если вкратце - ему традиционно приписывались свойства оберегать от всех видов невоздержанности, хранить от стихийных бедствий, от колдовства и сглаза. Также он получил название «солдатского камня» потому как якобы уберегает от ранений во время боевых действий. «Аметист своим фиолетовым цветом гасит душевную боль и тревогу, успокаивает и навевает добрые мысли. Этот камень принадлежит стихии Воздуха и считается лучшим талисманом Водолеев. Аметист полезен всем духовно развитым людям. Он наполнит их ауру положительной энергией и добрыми намерениями» (Ю.О.Липовский «Найди свой камень», 1997 г).
Очень интересно, но об аметисте, как и об александрите, ходит предание как о «вдовьем камне». Но в приложении к аметисту оно трактуется более отчетливо: этот камень рекомендовалось носить в память и как знак верности умершему любимому человеку…
Также одним из интересных поверий об аметисте было следующее - что аметист способен вызвать любовь к дарящему его, даже если принявший его добровольно в дар был до этого влюблен в другого. То есть прежнюю любовь заменял равнодушием открывая сердце для новой… Может быть поэтому, в 19 веке аметист шутливо называли «камнем старых холостяков» и обычай запрещал дарить его юным девушкам и молодым женам…

Образуется аметист из горячих подземных (гидротермальных) растворов, часто его образование происходит сразу после завершения активной вулканической деятельности.

Месторождения аметиста встречены на всех континентах. Крупнейшие из них - это, безусловно, Южная Америка - Бразилия, Уругвай. Много его в Австралии и южной Африке. Известнейшие месторождения России, прославленные на весь мир, но сейчас, к сожалению, большей частью отработанные - это Средний Урал в районе деревни Мурзинки - Ватиха, Тальян, Липовка… Одним из старейших является также месторождение аметистовых щёток (сростков мелких кристаллов на подложке) - мыс Корабль на Терском берегу Кандалакшского залива Белого моря. Оно разрабатывалось монахами Соловецкого монастыря еще в конце 17, начале 18 века. Сейчас крупнейшими месторождениями в России являются Хасаварка на приполярном Урале, Ангаро-Катские в Иркутской области, Кедон и Ольское плато в Магаданской области, Гореловское в Восточном Саяне.

Как и многие другие камни, кварц успешно синтезируют. Основная масса выращенного синтетического кварца применяется в сложной электронике благодаря существующему у него пьезоэлектрическому эффекту (в ваших кварцевых часиках, например). Но выращивается и цветной кварц и конечно, в первую очередь, аметист. Ввиду невысокой стоимости природных камней среднего качества и размера, стоимость натуральных и синтетических камней здесь вполне сопоставима…

Можно еще много, очень много написать об этом замечательном камне, как впрочем, и о любом другом. И о его образовании при различных могучих по энергетике процессах, и о знаменитых старых Уральских месторождениях – Ватихе и Алабашке – колыбели русского рудознатного и камнерезного дела, и об известнейших и прекраснейших ювелирных изделиях с ним, и о…
Но, пожалуй, я на этом сегодня закончу. Пост получается длинным, да и время свободное кончается… Твердо уверен, что если вы заинтересовались этим камнем, вы всегда сможете узнать о нем больше, почитав книги, пошарив в Интернете, увидев его воочию в музеях и на ювелирно-минералогических выставках. В этом-то, в принципе, и вижу свою задачу – заронить искру, интерес…
Если же у вас остались вопросы по этой теме и по этому камню – задавайте – с удовольствием постараюсь на них ответить.

И, напоследок, стихи… Замечательные стихи поэтов «Серебряного веку», который по праву, наверное, мог бы называться и «Драгоценно-каменным веком» русской поэзии. Прочитайте внимательно хотя бы три этих коротеньких – здесь и «александритовый эффект» и выцветание окраски и, даже символика цветов драгоценных камней. Поэты видят и чувствуют всё…

Иннокентий Анненский
Аметисты

Когда, сжигая синеву,
Багряный день растет неистов,
Как часто сумрак я зову,
Холодный сумрак аметистов.

И чтоб не знойные лучи
Сжигали грани аметиста,
А лишь мерцание свечи
Лилось там жидко и огнисто.

И, лиловея и дробясь,
Чтоб уверяло там сиянье,
Что где-то есть не наша с в я з ь,
А лучезарное с л и я н ь е...

Тэффи. Цикл " Аметист "
Аметист

Побледнел мой камень драгоценнный,
Мой любимый темный аметист .
Этот знак, от многих сокровенный,
Понимает тот, кто сердцем чист.

Робких душ немые властелины,
Сатанинской дерзостной игрой
Жгут мечту кровавые рубины,
Соблазняют грешной красотой!

Мой рубин! Мой пламень вдохновенный!
Ты могуч, ты ярок и лучист...
Но люблю я камень драгоценный
Побледневший чистый аметист !

Максимилиан Волошин
Ранние стихи

Хризолит осенний и пьянящий,
Мед полудней - царственный янтарь,
Аметист - молитвенный алтарь
И сапфир испуганный и зрящий.

В них горит вечерний океан,
В них призыв далекого набата,
В них глухой, торжественный орган,
В них душа стоцветная распята…

А теперь – смотрим: