МНОГООБРАЗИЕ ТИПОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТАНКОВ: КОМАНДИРСКИЙ ТАНК

<100 full reads

Командирский танк (или командирский БТР в мотопехоте) – это машина командира батальона или полка. В мотопехотном батальоне командирские машины также и у командиров рот. Почему же им не обязательно иметь полноценное вооружение? Да, вооружение для командирской машины тоже важно. Она иногда, в случае острой необходимости, может принять участие в бою в качестве рядового танка/БТР-а, ей нужно что-то для самозащиты, но основной функцией командира будет не работа со своим собственным орудием или пулеметом, а работа с картами, наблюдение и радиопереговоры. А вокруг него чаще всего будут десяток или десятки подчиненных ему машин, которые могут выполнять задачу без необходимости задействовать вооружение командирской машины.

Командирский танк Т-54К выпуска 1951 г.
Командирский танк Т-54К выпуска 1951 г.

Командирский танк Т-54К выпуска 1951 г. представлял собой модификацию серийного линейного танка Т-54 обр. 1951 г. и при разработке имел обозначение «Объект 137К». Он отличался от линейного танка установкой дополнительной радиостанции РСБ-ЗТ и бензоэлектрического зарядного агрегата, предназначавшегося для обеспечения потребителей электроэнергией при длительной работе на стоянке. Зарядный агрегат размещался за сиденьем механика-водителя, поэтому люк запасного выхода был перенесен на правую сторону днища боевого отделения. Курсовой пулемет СГМТ был сохранен. В боекомплект танка входили 28 выстрелов к пушке, 3500 патронов к пулеметам СГМТ и 200 патронов к зенитному пулемету ДШК. Кроме того, в танке укладывались 7,62-мм автомат АК-47 с боекомплектом 120 патронов, 10 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 12 сигнальными патронами. Антенный ввод радиостанции проходил через правый борт корпуса танка. Антенный изолятор от механических и боевых повреждений был защищен броневым стаканом. В нерабочем положении радиостанции штыревая антенна высотой 1 м поворотом антенного ввода укладывалась горизонтально на правую надгусеничную полку. В комплект радиостанции РСБ-Т входила полутелескопическая штыревая антенна высотой 10 м (обеспечивала дальность связи 35-40 км) для работы на стоянке и штыревая антенна высотой 4м- для работы на стоянке и на ходу (дальность связи – 10 км).

Командирский танк Т-54АК
Командирский танк Т-54АК

Командирский танк Т-54АК являлся модификацией танка Т-54А и при разработке имел обозначение «Объект 137ГК». Он отличался от линейного танка Т-54А установкой дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 у командира машины, зарядного агрегата АБ-1 -П/30 в отделении управления и танковой навигационной аппаратуры ТНА-2 в боевом отделении. Установка курсового пулемета СГМТ сохранилась. В боекомплект танка входили 28 выстрелов к пушке Д-10ТГ, 3500 патронов к пулеметам СГМТ и 200 патронов к зенитному пулемету ДШК. Кроме того, в танке укладывались: 7,62-мм автомат АК-47 с боекомплектом 120 патронов, 10 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 12 сигнальными патронами. Дальность связи радиостанции Р-112 в движении составляла 12-15 км (на 4-метровую штыревую антенну), телеграфом на стоянке – до 50 км. Впоследствии при проведении капитального ремонта танков Т-54АК на них устанавливались 7,62-мм пулеметы ПКТ, а радиостанции Р-113 и Р-112 были заменены радиостанциями Р-123 (Р-123М) и Р-130М.

Командирский танк Т-54БК
Командирский танк Т-54БК

С принятием на вооружение танка Т-54Б командирский вариант машины выпускался на его базе. Танк Т-54БК при разработке обозначался как «Объект 137КЦ». Его серийное производство было организовано на заводе №183 в 1957-1958 гг. На вооружение Советской Армии танк был принят приказом министра обороны СССР в 1958 г. Т-54БК отличался от линейного танка установкой дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 у командира машины и зарядного агрегата АБ-1-П/30 в отделении управления. Установка курсового пулемета СГМТ была сохранена. Боекомплект к пушке Д-10Т2С был сокращен с 34 до 26 выстрелов. Впоследствии при проведении капитального ремонта танков Т-54БК на них устанавливались 7,62-мм пулеметы ПКТ, а радиостанции Р-113 и Р-112 заменялись радиостанциями Р-123 (Р-123М) и Р-130М. Последней командирской модификацией танков серии Т-54 стал танк Т-54МК, который был принят на вооружение Советской Армии в 1977 г. Он выпускался заводами капитального ремонта на базе модернизированного образца танка Т-54М. На заводах капитального ремонта Министерства обороны было изготовлено 62 танка Т-54МК. В отличие от линейного танка, командирский вариант Т-54МК дополнительно оснащался коротковолновой радиостанцией Р-130М, навигационной аппаратурой ТНА-2 и зарядным агрегатом. Боекомплект к пушке Д-10Т2С был сокращен с 43 до 37 выстрелов. Дальность связи радиостанции Р-13ОМ при работе на 4-м штыревую антенну днем составляла 50 км, ночью – 20 км; при работе на антенну «симметричный вибратор» или на антенну зенитного излучения – 350 км.

Командирский танк Т-55К/АК
Командирский танк Т-55К/АК

В 1959 году был принят на вооружение командирский танкТ-55К, разработанный в КБ нижнетагильского завода № 183 на базе Т-55; производился серийно на том же заводе. С 1962 года стали выпускать командирский танк Т-55АК на базе Т-55А. Он отличался от Т-55К усиленной противорадиационной защитой, остальные характеристики — такие же. В отличие от линейных на командирские машины устанавливались, кроме Р-113 или используемой позже Р-123, дополнительная коротковолновая радиостанция Р-112, навигационное оборудование, бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30. Чтобы их разместить, пришлось уменьшить на шесть снарядов боекомплект к пушке и отказаться от курсового 7,62-мм пулемета ПКТ. Позднее радиооборудование командирских танков было дополнено. Т-55К командира батальона получили две радиостанции Р-123 (или Р-123М), а машина командира полка — Р-123 и Р-130; для этого пришлось установить раздвижную десятиметровую антенну. Тактико-технические характеристики Т-55К Экипаж, чел 4 Боевая масса, т - 36,5 Длина, мм: – с пушкой вперед - 9000 – корпуса - 6040 Ширина, мм 3270 Высота по крышу башни, мм 2218 Клиренс, мм 500 Бронирование, мм: – лоб корпуса 100 – лоб башни . 115-160 Вооружение: – 100-мм пушка Д-10Т2С (боекомплект 37 снарядов) – 7,62-мм пулемет СГМТ (боекомплект 2000 патронов) Средства постановки дымзавес ТДА Прицел - ТШ-2Б Ночной прицел ТПН-1-22-11 Стабилизатор вооружения "Циклон" Радиостанция Р-113.Р-112 Тип двигателя - дизель В-55 Максимальная мощность, л.с 580 Запас топлива, л 680-285 Удельная мощность, л.с./т - 16 Максимальная скорость, км/ч 48 Запас хода, км 450 Преодолеваемые препятствия: – подъем, град 30 – брод, м 1,4 (с ОПВТ – 5)

Командирский танк Т-62К
Командирский танк Т-62К
Командирский танк Т-62К
Командирский танк Т-62К

Командирский танк Т-62К был создан на базе танка Т-62 и предназначался для обеспечения управления в звене батальон-полк-дивизия с помощью надежной и оперативной радиосвязи. От линейного танка Т-62 отличался установкой дополнительных средств радиосвязи, наличием танковой навигационной аппаратуры и установкой энергоагрегата. Работа по установке в танк Т-62 дополнительных средств радиосвязи проводилась конструкторским бюро завода 183 в Нижнем Тагиле (главный конструктор Л.Н. Карцев) согласно плану ОКР, утвержденному министром обороны СССР и председателем ГКОТ в феврале 1962 г. В рамках данной ОКР заводом №183 к концу 1962 г. был разработан технический проект. Опытный образец танка, получивший обозначение «Объект 166КН» был изготовлен заводом 183 в 1963 г. Приказом министра обороны СССР от 13 марта 1964 г. танк Т-62К был принят на вооружение Советской Армии. Его серийное производство было организовано на Уралвагонзаводе (завод №183) в Нижнем Тагиле. Всего с 1963 г. по 1972 г. заводом было изготовлено 920 командирских танков. В танке Т-62К по сравнению с танком Т-62 были произведены следующие основные изменения: установлены две радиостанции Р-113 и Р-112, танковая навигационная аппаратура ТНА-2 («Сетка») и бензиновый энергоагрегат АБ-1-П/30-У, уменьшен боекомплект к пушке с 40 до 36 выстрелов и к пулемету - с 2500 до 1750 патронов, добавлен комплект четырехметровой штыревой антенны с шестиметровой полутелескопической частью, сиденье заряжающего сделано съемным. Кроме того, были внесены некоторые изменения в схему электрооборудования, в размещение боекомплекта и ЗИП танка. Коротковолновая радиостанция Р-112 обеспечивала командиру батальона (полка, дивизии) работу в радиосети старшего начальника. Управление подчиненными частями и подразделениями осуществлялось с помощью ультракоротковолновой радиостанции Р-113. С III квартала 1964 г. вместо радиостанции Р-113 и ТПУ Р-120 танк стал оснащаться ультракоротковолновой радиостанцией Р-123 и ТПУ Р-124.

Командирский танк Т-64К
Командирский танк Т-64К

Танк Т-64 стал первой боевой машиной так называемого второго поколения послевоенных советских танков. Разработка его началась в первой половине 1950-х годов и в настоящее время, спустя 50 лет, эта машина вызывает у специалистов самые противоречивые оценки. От восторженных эпитетов «этапная» и «революционная» до жесткой критики этих самых «этапности» и «революционности», доставшихся стране слишком дорогой ценой, да к тому же и небесспорных. В 1960 году Министерством обороны СССР были выданы тактико-технические требования, а 17 февраля 1961 года выпущено постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 141-58 на разработку нового танка. К середине 1961 года в КБ Завода им. Малышева были завершены этапы технического и эскизного проектов нового танка, получившего обозначение «Объект 432». Качественное превосходство нового танка над Т-54 и Т-55 было достигнуто только после установки на нем гладкоствольной 115-мм пушки Д-68 с механизированным заряжанием. Доработанный прежде всего в направлении противоатомной и противокумулятивной защиты. Несмотря на то, что «Объект 432» на вооружение принят не был, в 1964 году было принято решение об организации на Заводе № 75 серийного производства машины по документации с литерой «О» (литера главного конструктора). Изготовленные машины направлялись в войска на ускоренную эксплуатацию, где выявлялись дефекты, по которым конструкция танка продолжала совершенствоваться. К 1965 году большинство дефектов было устранено и серийные машины подверглись различным испытаниям, после которых в октябре 1966 года танк был предъявлен на повторные государственные испытания. По результатам испытаний «Объект 432» был рекомендован к принятию на вооружение. 30 декабря 1966 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 982—321 «Объект 432» был принят на вооружение под обозначением Т-64. Т-64К — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона, оснащенной съёмной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки аккумуляторных батарей).

Командирский танк Т-64АК
Командирский танк Т-64АК

Т-64АК (1973 год) — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона, оснащенной съёмной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки аккумуляторных батарей). Т-64А (объект 434, 1968 г.) – 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А26), стабилизатор 2Э23, усовершенствованный оптический дальномер ТПД-2-49, улучшенная бронезащита. Серийное производство с 1969 года. С 1971 г.- радиостанция Р-123М, с 1972 г. – зенитный пулемет НСВТ-12,7 “Утес” с дистанционным управлением, с 1973 г. – копейный ножевой минный трал КМТ-6 и встроенное оборудование для самовытаскивания, с 1974 г. -усилено бронирование башни (комбинированная броня с корундовым наполнителем), система “Брод” для преодоления без подготовки водных преград глубиной до 1,8 м, стабилизатор 2Э28М, система дорожной сигнализации, с 1975 г. – пушка 2А46-1 с теплозащитным кожухом ствола, дополнительный топливный бак на 180 л, система “Гора – равнина” для обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, с 1979 г. – система запуска дымовых гранат 902А “Туча”, с 1980 г. – бортовые резинотканевые экраны.

Командирский танк Т-64БК
Командирский танк Т-64БК

Т-64БК (1976 год) — командирский танк Т-64Б. Т-64Б (объект 447, 1967 г.) несёт комплекс управляемого вооружения 9К112 “Кобра” и СУО 1АЗЗ (лазерный прицел-дальномер 1Г42, баллистический вычислитель 1В517 с датчиками входной информации, стабилизатор 2Э26М, блок разрешения выстрела 1Г43 и другие элементы), пушка 2А46-2. Серийное производство с 1976 по 1985 год. С 1978 г. – система защиты от напалма “Сода”, система запуска дымовых гранат 902Б “Туча”, с 1980 г. – башня унифицирована с Т-80Б, усиленное бронирование лобового листа корпуса, пушка 2А46М.