Хватит искать себя. Как китайские философы научат вас хорошей жизни

02.05.2018

Давайте разберем наиболее интересные советы о том, как стать лучше, согласно Конфуцию и другим выдающимся мыслителям и философам Китая.

Люди часто удивляются, узнав, что Конфуций, Мэн-цзы, Лао-цзы и другие классические китайские философы не были закостенелыми традиционалистами, которые учили, что высшее благо для нас начинается с ограничений в социальных ролях. Не были они и безмятежными мудрецами, проповедующими гармоничное сосуществование с миром природы. Скорее, они относились к ярким и радикальным мыслителям, которые подрывали устои своего общества. Они стремились сделать мир лучше, расширяя границы человеческих возможностей. Середина 1-го тысячелетия до н. э. была такой же бурной, как и наши дни: те же споры о том, как жить, как быть добродетельным человеком и построить лучшее общество. В отличие от западных философов, которых мы знаем лучше, китайские мыслители задавались не такими глобальными вопросами. Их философия очень прагматична и строится на обманчиво незначительных вопросах, например: «Как проходит ваша повседневная жизнь?» Эти мыслители подчеркивали, что великие перемены происходят только тогда, когда мы начинаем с земного, реального и выполнимого. Их учение показывает, что многие из наших самых фундаментальных предположений о том, как мы должны жить, на деле привели нас к заблуждениям. Итак, какими идеями мы дорожим, и какие альтернативы предложили бы китайские философы?

Прекратите искать себя

Наши мыслители скептически отнеслись бы к существованию истинного «Я». Особенно к тому, которое вы обнаруживаете в абстракциях.

Существует такой популярный постулат: важно заглянуть в себя и открыть, кто же ты такой на самом деле. Наши мыслители скептически отнеслись бы к существованию истинного «я». Они понимали, что мы многогранны и развиваемся вовне, в направлении к внешнему миру, а не внутрь. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми, в том, чем мы занимаемся, в реакциях на все, что окружает нас. Вы ведь не ведете себя одинаково с матерью, коллегой, стоматологом и близким другом.

Каждый из нас — сложное существо, которое постоянно сталкивается с другими сложными существами. Каждая такая встреча показывает наши разные стороны. Кто мы на самом деле, так это совокупность моделей поведения и эмоциональных привычек, которые формировались долгое время. Но это значит, что в нас заложено множество возможностей того, кем мы можем стать.

Не цепляйтесь за то, кем вы являетесь

Мы не только то, что думаем о себе, мы можем работать над тем, чтобы стать лучше со временем.

Как только мы находим себя, мы должны принять себя и быть верными этому образу. Но великий китайский мыслитель Конфуций, который родился в 6-м веке до н. э., думал иначе. Он бы сказал, что проблема с аутентичностью в том, что это не освобождение, как думаем мы. Что это за истинное «я», которое вы в себе обнаруживаете? Это ваш образ в данный момент времени. Если вы останетесь ему верны, позволите этому образу стать вашим ориентиром, то он будет сдерживать вас. Он ограничит тот рост, который начнется, если вы поймете, что меняетесь всегда.

Мы преуспеваем, когда признаем свою сложность и учимся работать с ней через самосовершенствование. Вы развиваетесь, например, когда понимаете, что вы импульсивны только потому, что склонны думать о себе как о вспыльчивом человеке, или застенчивы, потому что считаете себя интровертом. Большинство ярлыков — это модели поведения, в которые мы погрузились и которые можно разрушить. Мы не просто то, что думаем о себе. Мы можем работать над тем, чтобы постоянно становиться лучшим человеком.

Совершайте ритуалы

Когда вы улыбаетесь, словно не сердитесь, или прикусываете язык, чтобы не наброситься, вы притворяетесь – ведёте себя взрослее.

Обратная сторона нашего почитания аутентичности — это наше недоверие к ритуалам в поведении, которые называют «притворством». Не лучше ли позволить выступить настоящему «Я»?

Но Конфуций учит, что определённые ритуалы — ритуалы «как будто» — меняют человека, разрушая те модели поведения, в которых он застрял. Когда вы улыбаетесь, как будто не злитесь, или прикусываете язык, чтобы не разразиться упреками, вы притворяетесь. Эти самые «как будто» создают крошечный разрыв с реальностью, поэтому они так ценны. Мы действуем, как будто мы другие, и наши чувства становятся более зрелыми. Так, мы превращаемся в кого-то более доброго и щедрого, вместо того, чтобы выражать свои истинные, но разрушительные чувства. Мы делаем это снова и снова, такие действия становятся ритуалами, которые помогают брать верх над чувствами, а не наоборот. Мы меняемся и со временем становимся лучше.

Замечайте непостоянство мира

Любые окольные пути – случайные разговоры, впечатления, общение – питают жизнь.

Так же, как мы часто смотрим на неизменных себя, таким же постоянным мы видим и мир. Конечно, мы понимаем, что жизнь может меняться, но в то же время предпочитаем думать, что в целом мир предсказуем и нужно определить как мы впишемся в него. Если мы считаем себя сильными в математике, то продолжаем следовать этому академическому пути. Если мы считаем себя эксцентричными, то ищем спутника жизни, который присоединится к нашим приключениям.

Мэн-цзы, представитель конфуцианской традиции конца 4-го века до н. э., видел мир фрагментарным и непостоянным. Он бы посоветовал работать с изменениями и окольными путями, использовать случайные разговоры, впечатления и общение для расширения жизни. Подход Мэн-цзы означает не отказ строить планы на жизнь, а выстраивать траекторию в движении.

Хватит принимать решения

Когда вы продумываете большие перемены, принять решение будет легче, если сначала попробовать что-то похожее.

Что плохого в жизненном плане? Когда вы планируете свою жизнь, то принимаете решения для будущего «я», полагаясь на того, кем являетесь сегодня.

Принимая важные решения, Мэн-цзы посоветовал бы подойти к ним через мелкие и выполнимые шаги. Когда вы задумали сменить род деятельности, расстаться с кем-то или чем-то, переехать, решение будет легче, если сначала получить подобный опыт в малом масштабе. Обратите внимание на свою реакцию от полученных впечатлений: именно она поведет вас в новом направлении.

Будьте слабыми

Замечайте все взаимосвязи в мире, вместо того, чтобы видеть различия и разделять всё. Вам станет проще быть в ладу с окружающими.

Еще одна распространенная гипотеза: побеждает сильнейший. Нам твердят, что нужно быть сильными и уверенными в том, чего хотим. Но Лао-цзы в трактате Дао Дэ Цзин выступает за силу слабости над очевидной силой. Часто люди думают, что это означает необходимость быть в гармонии с природой. Некоторые студенты, которые только познакомились с учениями Лао-цзы, отправляются на прогулки в лес, чтобы слиться с величием природы. Но пассивность это не то, что он подразумевал. Философ говорил, что мы должны замечать, как всё в мире взаимосвязано, а не разделено и различно. И понимание всех связей можно использовать для того, чтобы быть в ладу с окружающими.

Такая сонастройка открывает возможности для влияния любого рода. Вместо того, чтобы обладать прямой властью над людьми, вы видите, как искусно изменить ситуацию так, что люди и не заметят вашего превосходства.

Не играйте только в свои сильные сторонами

Проживайте свою жизнь как серию прорывов: так вы изменитесь со временем.

Нас с детства призывают раскрыть и отточить свои умения и таланты. Если вы спортивны, то вступаете в футбольную команду; если постоянно зарываетесь в книги, то изучаете литературу. Становясь старше, человек развивает такие природные наклонности, пока они не становятся частью его личности. Но если увлечься этим образом мышления, вы перестанете делать все остальное.

Наши философы посоветовали бы не сосредотачиваться на том, что вы о себе думаете, а ломать предубеждения. Если вы считаете себя неуклюжим, займитесь танцами. Если вы не сильны в языках, погрузитесь во французский язык. Цель не в том, чтобы стать в этом лучше всех, а в том, чтобы прожить жизнь как серию прорывов, потому что это то, что меняет нас со временем.

Забудьте об осознанности

Принципы осознанности в популярной культуре противоположны тому, что они означали на самом деле.

В последнее время мы многое слышим о том, как важна осознанность. Она должна помочь человеку в достижении мира и спокойствия при быстром темпе жизни. Её даже преподносят как инструмент для повышения производительности и эффективности в бизнес-школах, корпорациях и в вооружённых силах.

Осознанность, на первый взгляд, не слишком отличается от конфуцианского «обращать внимание на эмоциональные реакции». Но это популярное понятие осознанности — в том числе, заглянуть в себя и принять обнаруженное с беспристрастием и несуждением, — это противоположность тому, чем на самом деле является осознанность. Буддизм, в конце концов, придерживается учения об отсутствии «я». Конфуцианское самосовершенствование отличается. Речь идет о взаимодействии с миром и взращивании себя через каждое столкновение и взаимодействие. Оно поддерживает активный, а не пассивный способ воспитания себя.

Переосмыслите традиционность и современность

Современное отношение ко всему предполагает, что вы высвободились от репрессивного традиционного мира и живете свою жизнь, как хотите. Но если мы видим традиционный мир как тот, в котором люди пассивно принимают все как есть и пытаются вписаться в стабильный, уже существующий порядок, значит мы и сами в этой «традиции». Знания, которых мы придерживаемся и считаем истинными, ограничивают наши возможности.

В Дао Дэ Цзин говорится: «Путь (дао), о котором можно поведать, — не постоянный Путь». Если вам кажется, что можете создать идеальный план жизни, вы сбились с «Пути». Вместо этого признайте, что мы сложные существа, которых постоянно тянет в разные направления. Признайте, что работа над нашими взаимоотношениями, опытом и ответами, — то, что развивает нас. Это те маленькие действия, которые меняют нас и мир в лучшую сторону.

Why it’s better to stop searching for your true self: выступление Майкла Пуэтта на TED (есть английские субтитры).

Перевод выдержек из книги The Path: What Chinese Philosophers Can Teach Us About the Good Life by Michael Puett and Christine Gross-Loh, опубликованные в The Guardian.

Мой канал в Телеграме о спокойствии, медитации, расслабленности — Живи медленно @toliveslow