Вы уверены что знали, о Тайне Туринской плащаницы точно все?

Среди уникальных и драгоценных памятников христианства во все времена значилась Туринская плащаница, привлекавшая интересы ученых, историков, богословов и людей искусства. Одних интересовали появление и исчезновение этого вещественного доказательства реального существования Иисуса Христа. Других больше всего интересовала загадка изображения мужского лица и фигуры на ткани неизвестным человечеству способом. Третьи... третьи больше всего интересовались обликом того, кто является Сыном Бога. Ведь если изображение принадлежало конкретному человеку и это можно было доказать, то в руках ученых и историков оказывался уникальный портрет, уникально исполненный, наконец, редчайшее доказательство реального события.

Ватикан считает ее важнейшей реликвией христианства, потому что это погребальный покров, в который было завернуто тело Иисуса Христа. Однако многие утверждают, что хранящаяся в Турине в кафедральном соборе Св. Джиованни Батиста (Иоанна Крестителя) древняя материя с отпечатком человеческого тела - дело рук талантливых мистификаторов.

Туринская плащаница представляет собой кусок льняной ткани ручной работы длиной 4,3 метра и шириной 1,1 метра. На нем отпечатались два светло-желтых изображения: одно - передней, а другое - задней части обнаженного мужского тела; похоже, что человек был бит хлыстом и затем распят. Эти изображения расположены голова к голове, словно человека положили на спину так, чтобы ноги доходили до одного из краев ткани, а затем накрыли его этим куском материи полностью. На плащанице сохранились многочисленные следы пожара 1532 года - 24 дыры, перекрытые заплатами. На древнее изображение с подпалинами и дефектами наложились пятна от воды.

История ведет летоисчисление "холста" с 1353 года, когда он при таинственных обстоятельствах появился во Франции. Владельцем плащаницы в это время был граф де Шарни, скрывавший историю получения реликвии и державший ее в своем загородном имении под Парижем. После его смерти реликвия была выставлена в личной церкви де Шарни в Париже и стала широко известна французским католикам. Весть об "обретении" христианской святыни разнеслась по всей Франции и привлекла в столицу множество паломников, стремившихся поклониться чудесному полотнищу.

Ватикан наблюдал за событиями и в 1389 году вынес вердикт по поводу изображения Христа на покрове.

Возникли и вопросы скептиков о том, где находилась уникальная плащаница тринадцать веков. Правда, нашлись упоминания и "воспоминания" о том, где и кто ее видел в разное время.

Один из апостолов забрал плащаницу из Иерусалима в Сирию к адемскому царю Авгаю, представив ее как нерукотворный образ Иисуса Христа. Реликвия почиталась и помогла обратить в христианство многих придворных, и самого царя. Наследники царя предприняли гонения на христиан, и реликвия исчезла на долгие годы.

Следующее упоминание о христианской реликвии относится к VI веку, когда она была найдена в развалинах древнего города Эдессы. При взятии города византийскими войсками нерукотворный образ был перенесен в Константинополь. Авторы несохранившихся свитков сообщали, что после идентификации плащаницы в городе учредили праздник и обряд почитания плащаницы с выносом ее из храма Св. Софии под пение молитвы "Благообразный Иосиф". Именно этот праздник сохранился и связан поныне с туринской реликвией.

Эти факты приводит один из исследователей истории плащаницы, Ия Уилсон, рассказавший, правда, с чужих слов, а не по документам, что дальнейшее перемещение памятника произошло в 1204 году.

Исчезла реликвия при взятии Константинополя крестоносцами, среди них был рыцарь из Франции де Шарни, обвиненный в грабежах и других преступлениях и за это сожженный на костре.

Созвучие фамилий и наличие документов об участии представителей известного рода в походах позволяет предположить, как плащаница попала во Францию. Однако это только догадки.

Последующие события из истории Туринской плащаницы вполне доказуемы и подтверждены документами. Так, известно, что она сильно обгорела во время пожара в замке де Шарни в 1532 году.

В 1578 году герцог Савойский, которому плащаницу передала внучка де Шарни, перевез реликвию в Турин. Многие короли Италии происходили из Савойского дома и имели резиденцию в Турине.

В марте 1983 года право собственности на Туринскую плащаницу перешло к Ватикану по завещанию экс-короля Умберто II, жившего в изгнании в Португалии. Единственным условием завещания было сохранение ее местопребывания в Туринском соборе.

В 1898 году фотографом-любителем Секондо Пиа прямо в соборе была сделана первая фотосъемка плащаницы. Со снимка "смотрел" лик Иисуса Христа и виднелось тело длинноволосого человека, со скрещенными руками, со следами гвоздей в запястьях и раной между ребрами от копья. Однако самым удивительным фактом произведенного снимка было то, что он сделан с "негатива", где поменялись местами право и лево, черное и белое.

Этот фотодокумент тщательно обследовал судебно-медицинский эксперт Роберт Баклин, составивший интересный и достаточно объективный доклад: "Каковы бы ни были способы, с помощью которых изображения смогли проявиться на ткани, полученные сведения позволяют утверждать, что их анатомическая структура абсолютно верна. С точки зрения анатомии и физиологии придраться также не к чему. Перед нами изображение тела белого человека; рост его был 180 см, вес около 77 кг. Видны подтеки крови из многочисленных ран в верхней и затылочной части головы, а также на лбу. Правое запястье прикрыто кистью левой руки. На левом запястье имеется рана. Этот тип повреждений характерен для распятий. Классическое, основанное на мифах представление о ладонях, пробитых гвоздями, ошибочно. Внутренние структуры кистей рук слишком слабы, чтобы выдержать вес человека".

После этого перечислялись другие раны: следы бичевания хлыстом, который называли "флагрумом", ссадины на обоих плечах, полученные от переноса тяжелого шероховатого предмета незадолго до смерти, тонкий разрез на правом боку, след острого предмета, проходившего через ступни обоих ног. Если сухой протокол сравнить с описаниями Евангелия, то поражает количество совпадений, присущих таким разным источникам. И даже при допущении, что совершенное над человеком, некогда завернутым в кусок ткани ручной выделки, повторяло полностью библейскую экзекуцию, такое совпадение кажется и чудовищным, и нелепым.

В спор включились ученые разных стран, среди которых были американцы, возглавляемые таким авторитетом, как Джон Джексон. Вот только условия сбережения реликвии и откровенное нежелание Ватикана подвергать исследованиям драгоценную плащаницу никак не позволяли поставить точку над спором о подлинности или подделке реликвии из Турина. Джексон привлек для экспертизы специалиста по термодинамике газов Эрика Джампера и знатока информатики Дона Девана. Они обратились все вместе в Гильдию Святой плащаницы, которая обладала негативами и фотографиями, сделанными в 1931 году. Они собирались с помощью этих материалов создать трехмерное изображение тела, завернутого в холст.

Хранитель документов отец Оттербайн откликнулся на просьбу, и группа, дополненная сотрудниками лаборатории реактивного движения Доном Линном и Джином Лорром, приступила к необычному эксперименту. Используя оптические и спектральные приборы, ученые пытались выяснить: может ли речь идти о картине? Выяснилось, что изображение на плащанице не исполнено ни масляной, ни акварельной, ни какой-либо другой краской.

С помощью прибора УР-8, совмещенного с микро-ЭВМ, ученые создали четкое трехмерное изображение человека, подвергнутого истязаниям и распятого. Результаты этого простого, но весьма выразительного опыта позволили американским ученым претендовать на право изучения необычной реликвии в самом Турине, во время очень редкого выноса памятника.

Из Колорадо-Спрингс, из Лос-Анджелеса специалисты-исследователи перелетели в Милан, добрались до Турина, чтобы стать свидетелями выноса плащаницы на большой деревянной плите из дворца, принадлежащего Савойскому дому.

Плита была осторожно опущена на специальные подставки, и монахиня монастыря Св. Иосифа сняла с плащаницы покрывало. Каждый из ученых отреагировал по-своему. Джексон заметил, что плащаница очень похожа на свое изображение на фотографиях, Джампер - что отпечатки менее отчетливы, чем он думал, Денигар отметил странный цвет пятен крови.

Первыми исследовали реликвию итальянские ученые, за ними французы и потом американцы. Джампер старался вникать во все опыты, проводившиеся коллегами, и анализировать происходящее. Чужие достижения или промахи могли помочь ему в собственных анализах. Французские исследователи Роже и Марти Жильбер проводят спектральный анализ света, отражаемого плащаницей. Это может ответить на вопрос об отпечатке тела на ткани. В случае если отпечатки состояли из одного и того же вещества, ученые должны были получить одинаковые показатели приборов. И они были одинаковыми... Только в месте отпечатка пятки показания изменились. Здесь физик Сэм Пелликорн обнаружил среди волокон ткани частицы земли, менявшие показания приборов. Джампер тут же предположил, что это могли быть вкрапления от ног человека, ходившего босиком. Это доказывало многое, ведь фальсификатор не стал бы использовать мельчайших вкраплений.

Другие исследователи, Пелликорн и фотограф Марк Эванс, определили, что отпечатки на ткани имеют светло-желтый, а не светло-коричневый цвет, как утверждалось некоторыми исследователями. Было определено, что окрашены только наружные волокна каждой нити и следы каппилярности отсутствуют, тогда как при использовании жидких красок это было бы обязательно. Зато капиллярность в местах размещения пятен крови наблюдалась отчетливо.

После возвращения ученых в Соединенные Штаты в большом зале Коннектикут-колледжа Нью-Лондона состоялась пресс-конференция. Показ диапозитивов, рассказы рентгенологов, объяснения специалистов в области физической химии и патологоанатомов подводили к ответу на вопрос: доказано ли с научной точки зрения, что плащаница является подлинной, то есть той, в которую был завернут снятый с креста Иисус Христос? И один из ведущих специалистов, Рей Роджерс, ответил:

"Можно выдвигать любые гипотезы. Можно даже утверждать, что плащаница - дело рук нечистой силы, домовых, леших, кого угодно. Но пока мы не располагаем возможностью проверить это, данное предположение не имеет никакой цены. Так вот, пока в нашем распоряжении нет никакого способа, позволяющего идентифицировать Иисуса. А значит, мы не можем выдвигать гипотезы или проводить эксперименты для того, чтобы ответить на этот вопрос".

После такого определенного ответа противники плащаницы задали вопрос: "Обнаружены ли элементы, говорящие о подделке плащаницы?" И ответ на него был также отрицательный.

И действительно, исследование не содержало ни одного факта, который бы противоречил библейской легенде, но отсутствовали также какие-либо факты о человеке, который растерзанный и распятый, лежал на предъявленном куске ткани.

Никто из ученых не смог сказать, каким образом на ткань было нанесено изображение погибшего человека.

В 1988 году, после долгих колебаний, Ватикан дал согласие на исследование Туринской плащаницы с помощью современных научных средств и радиоуглеродного анализа, с тем, чтобы подтвердить ее "подлинный возраст".

Эти работы проводили представители трех независимых лабораторий: женевского Центра научной информации и документации (профессора В. Волфи и Г. Бонани), Оксфордского университета (Р. Хеджерс и Е. Холл) и Аризонского университета (П. Дамон и Д. Донахью). В присутствии трех ученых и кардинала Турина с левой стороны полотна был вырезан небольшой кусочек ткани, разделен на три части и упакован в специальные контейнеры. Для сравнения результатов углеродного анализа каждая группа получила по одинаковому образцу ткани, точно датированному I веком н. э. Ученые отмечают, что сегодняшняя методика позволяет определить возраст образцов с точностью от 50 до 100 лет, а это значит, что при совпадении результатов всех трех лабораторных анализов в цепочке дат, связанных с "жизнью" плащаницы, появится самая древняя.

Доктор Холл и координатор проекта директор Британского музея Майкл Тайт сообщили, что "туринская плащаница" изготовлена на тысячелетие позже указанной в Евангелии даты смерти Христа. Следовательно, тело человека, завернутого в ткань, не может быть телом Иисуса Христа. Если, конечно, это - не уникальная картина, написанная неизвестными по своему составу красками.