«Парк Ахматовой в Севастополе можно закрывать как опасный объект» или «Как госэкспертиза одобрила спустить 144 млн. псу под хвос

Реконструкция парка Анны Ахматовой и пляжа «Солнечный» рано или поздно войдет в историю Севастополя, как образец чиновничьей бесхозяйственности, попустительства и неразумного расходования бюджетных средств. Предчувствуя многочисленные комментарии на тему: «Вам лишь бы все обгадить», отмечу, что приведенный ниже материал основан исключительно на заключении экспертов. Что касается лиц, готовых радоваться, как им кажется, улучшению общественного пространства в районе пляжа «Солнечный», то им следует вспомнить, что в нашем городе живет немалое количество инвалидов и представителей маломобильной категории граждан, которые наравне со всеми остальными имеют полное право на посещение парков, пляжей и скверов. К последним относятся не только инвалиды по зрению, спинальники, люди с проблемами опорно-двигательной системы, но и пенсионеры, коих в Севастополе достаточно много.

16 апреля текущего года на реконструированной территории были организованны и проведены мероприятия по мониторингу доступности объекта социальной инфраструктуры (далее по тексту — ОСИ) «Парк имени А. Ахматовой» для инвалидов и маломобильных групп населения (далее по тексту — МГН). Мониторинг инициировали две общественные организации СРОО Поддержки Общественных Инициатив «Наш Севастополь» и РОО по защите и социальной поддержке жителей города Севастополя «Радуга», и выявил, что в данном ОСИ имеются существенные и непреодолимые барьеры для инвалидов и МГН. Фактически, эксперты подтвердили факт дискриминации отдыхающих и посетителей парка Ахматовой и пляжа «Солнечный» по признаку инвалидности.

На основании имеющегося «Генерального Плана» 30/02 ПИР-ГП «Реконструкция подъездных и внутриплощадочных дорог, благоустройства у заповедника Херсонес: «Парк имени Анны Ахматовой», прибрежная зона пляжа «Солнечный», ул. Древняя, г. Севастополь» выявлено что, уже на этапе формирования АПЗ и проектирования ОСИ заложены решения по дискриминации граждан с признаками инвалидности. Нарушение ФЗ-181 ст.3-1 и ФЗ-419 ст.5 «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности». В «Генеральном Плане» отсутствует раздел по обеспечению доступности инвалидов к объектам ОСИ. Тем не менее, проект был изготовлен, успешно прошел госэкспертизу и обрел воплощение в камне и бетоне.

Отчет по мониторингу доступности «Парка имени Анны Ахматовой» был сразу же передан прокурору Гагаринского района на личном приеме. Ранее на его имя было сделано заявление СРОО Поддержки Общественных Инициатив «Наш Севастополь».

Спустя продолжительное время ответа по существу указанных нарушений, подтвержденных заключением сертифицированного эксперта, заявители не получили и были вынуждены вчера, 19 июня, подать иск в суд от лица конкретного инвалида, который при посещении парка на себе ощутил все непреодолимые барьеры, которые теперь требует устранить через суд.

Сегодня, 20 июня в 9.30 в парке имени Анны Ахматовой побывала комиссия в составе помощника прокурора Гагаринского района Алексея Литвина, двух старших государственных судебных экспертов ФБУ «Севастопольская лаборатория судебной экспертизы» Минюста РФ, эксперта Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) Сергея Томилова, представителя РОО по защите и социальной поддержке жителей города Севастополя «Радуга».

В ходе встречи Сергей Томилов указал представителю надзорного ведомства и судебным экспертам на нарушения и подчеркнул, что они были допущены еще на стадии проектирования объекта.

При проектировке объекта социальной инфраструктуры были проигнорированы требования РДС 35-201-99 (Руководящий документ системы. Система нормативных документов в строительстве). По неизвестной причине разработчики посчитали, что «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» носит рекомендательный характер. Что является грубейшим нарушением.

«Данные строительные нормы и требования (РДС 35-201-99; СП 59.13330.2012; ВСН 62-91*; ГОСТ Р 52169-2012) заказчиком и проектировщиками на этапе формирования АПЗ и проектных решений были проигнорированы (нет раздела, описывающего доступность для инвалидов в «Генеральном Плане», нет согласования задания и проекта с отделением региональной соцзащиты и региональными ООИ) и, как следствие, результат работы подрядчиков также несет в себе признаки дискриминации граждан по инвалидности, а в некоторых случаях, приведенных далее в результатах обследования ОСИ, даже несет прямую угрозу жизни и здоровью всем посетителям парка без исключений», — добавил Томилов.

Присутствующие члены комиссии зафиксировали все перечисленные нарушения, замерили градус уклона дорожек (в некоторых местах превышает 20% при максимально допустимых 5, — прим.автора), зафиксировали отсутствие ограждений в опасных для жизни в случае падения человека местах (высота достигает 1,5 – 2 м, при допустимых 45 см), наличие анклавов без доступа для маломобильных групп населения, отсутствие световых, цветовых и контрастных средства информации и предупреждения, выполненных рельефным шрифтом и шрифтом Брайля, речевых оповещателей; репродукторов, в том числе устройств звукового дублирования визуальной информации, тактильной разметки; тактильных полос; тактильных напольных покрытий; мнемосхем (требование СП 59.13330.2012; ВСН 62-91). Отсутствие на территории парка и пляжа стационарного туалета для инвалидов, переодевалок на пляже и еще множество нарушений.

«Одно только отсутствие ограждений позволяет хоть сейчас закрыть часть парка Ахматовой в связи с реальной угрозой жизни людей, — подчеркивает Сергей Томилов и добавляет. – Неизвестно, как проект мог получить положительное заключение госэкспертизы, при данных нарушениях этого просто не могло быть!».

Все перечисленные нарушения были зафиксированы, составленный отчет будет передан в прокуратуру Гагаринского района Севастополя. По предварительным данным в сентябре в парке Ахматовой будет проведена экспертиза, в том числе и по результатам которой в судебном порядке будет определена степень ответственности конкретных чиновников за допуск проектной документации в работу.

Что имеем в сухом остатке? На перепланировку и реконструкцию 6,5 га парка и создание инфраструктуры из бюджета было выделено 134,1 млн рублей, после стоимость работ возросла до 144 млн., однако все эти средства фактически были истрачены впустую, поскольку работы необходимо переделывать с учетом требований доступности среды и безопасности людей. На сегодняшний день власти пытаются футболить ответственность, при этом известно, что ГБУ «Парки и Скверы» не приняли объект на баланс вопреки заявлениям департамента капитального строительства. Фактически, парк Ахматовой является зоной повышенной опасности, но без ответственных лиц.

Пока чиновники пытаются спихнуть ответственность с одного ведомства на другое, а прокуратура реагирует на поступившие в апреле текущего года заявления, севастопольским инвалидам и маломобильным группам населения остается только терпеливо ждать, пока власти придут к мысли, что их права на доступную среду не некая блажь, а жизненная необходимость.

Павловская