«Алчность — это хорошо» – 10 правил продюсирования

Когда-то, как-то и кем-то была разработана одна ну просто потрясающая методика: чтобы научить ребенка плавать, нужно бросить его в воду (обычно в реку и с лодки). Мол, хочет выжить – поплывет. Не будем вдаваться в дискуссию о том, хороший это способ убить своего ребенка или нет…

Если вода – это продюсирование, а ребенок – это ты, ни черта в этом не разбирающийся, то некие ребята разработали лучший способ стать профессиональным продюсером.

Кстати, давайте познакомимся. Меня зовут Маша, я продюсер студии «Дикий Digital».

На фото: Мария Кулешова
На фото: Мария Кулешова

Изрядно нахлебавшись продюсерских вод за несколько лет плавания, я готова поделиться всеми своими нарукавниками и ластами, чтобы вы были максимально подготовлены, если вас когда-нибудь скинут с лодки во что-нибудь с неизвестным дном.

Правило №1. Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться. («Крестный отец», 1972)

Со всеми можно договориться. Ну, почти со всеми, окэй. Практика показывает, что если человек ищет в аренду помещение, значит, кто-то его сдает. Всем что-то нужно, все могут что-то дать. Нужно просто понять, что вы можете предложить и на каких условиях.

Правило №2. Конец игры — это начало игры. («Беги, Лола, беги», 1998)

Если вы не готовились к экзамену, есть риск его не сдать. Так и в производстве. Только на съемках у тебя не будет возможности просто забрать вещи из общаги и уехать обратно к маме в Рязань. В данном случае полетит весь процесс создания продукта. А при грамотном препродакшене, можно предотвратить очевидные трудности съемочного процесса и пост-продакшена. А также сэкономить денюжки.

Правило №3. Подвинься, сынок, ты дышишь моим кислородом. («Пролетая над гнездом кукушки», 1975)

Говорят, у семи нянек дитя без глазу – поверьте, даже у двух. Мы в команде на берегу обозначаем, кто лодку заправляет, кто у её штурвала, а кто для неё маяк. Мы это делаем все вместе, чтобы далее каждый делал своё. Ведь если делать всё – то есть ничего – спросить потом будет не с кого. И капец тогда.

Правило №4. Не нужно думать. Нужно знать. («Криминальное чтиво», 1994)

Если бы однажды я не осилила 29 листов договора, в случае задержки оплаты мы должны были бы выплачивать 10 процентов от общей суммы каждый день! А это, на минуточку, 15 тысяч рублей. Сроки оплаты, условия неустойки, объем прав – знайте, что подписываете.

Правило №5. Нет, ребята, пулемета я вам не дам. («Белое солнце пустыни», 1970)

Иногда нужно говорить «нет». Невыгодным проектам, безответственным подрядчикам, клиенту из ада. И просто, когда у вас объективно не хватает ресурсов. Да, в этом бизнесе высокая конкуренция, но если вы делаете свою работу хорошо, к вам вернутся в следующий раз или вообще дождутся.

Правило №6. Мир сам решает: за тебя он сегодня или против (ну не нашла я фильм, да)

Однажды мне нужно было найти огромный пустой ангар, похожий на гараж для КАМАЗов, и допросную комнату. Не за МКАДом. И рядом друг с другом. И вообще бесплатно. Так как у меня нет друзей-полицейских или владельцев автостоянок, мне пришлось совсем чуть-чуть очень много заморочиться с поиском. И однажды вечером незнакомый парень, увидевший мой пост об этом в социальной сети, начал расспрашивать о Диком Digital-е. После небольшой переписки он щедро прислал мне контакт некоего Романа, который занимается локациями. На мое [не описать какое] удивление, у этого Романа оказался свободный ангар и очень крутая допросная комната в одном помещении недалеко от метро! “ЧТО?!” – вопрошаю я до сих пор, вскидывая руки в небо. Такие дела. А про случаи, когда весь мир против вас, думаю, вы и сами можете мне рассказать.

Правило №7. У каждого свои недостатки. («В джазе только девушки», 1959)

Люди продалбываются. В этом люди ну очень хороши. Но если продалбывается кто-то из команды – продалбывается не кто-то из команды, а продюсер. Дизайнер написал слово “мили” на пекшоте с двумя “л”? Продолбался продюсер – не будем тыкать пальцем, какой (тычу в свою сторону). Поэтому всегда имейте ЭТО в виду. И запасной вариант.

Правило №8. Счастье можно найти даже в темные времена, если не забывать обращаться к свету. («Гарри Поттер и узник Азкабана», 2004)

Иногда бюджет не позволяет позвать Тиля Швайгера сняться в проекте (да кого я обманываю – почти всегда нет бюджета позвать этого красавца сняться в проекте!)

К сожалению (прим. второго продюсера Наташи).
К сожалению (прим. второго продюсера Наташи).

И тут перед вами открывается мир других… возможностей. Нет денег на реквизит? Тащи из дома (своего, конечно). Нет денег на тачку? Бери кредит. Шучу. Проси знакомых помочь. Нет денег на свет? Снимай в светлом помещении или договаривайся со сценаристом на изменение сюжета. Это, кстати, возможно – вы же знаете первое правило.

Как вы думаете, где мы снимали Квин? В квартире у нашего коммерческого директора! Примечание: девчонки, он кстати не женат.

Правило №9. Ну и дура! («Джентльмены удачи», 1971)

Не ругайтесь ни с кем. Важно помнить, что любой человек – это потенциальная возможность. К тому же съемочный мир очень тесный. Поругаетесь с одним – можете поругаться со всеми. Однажды моя коллега коряво завершила проект с не совсем порядочным иллюстратором, а он внес её в черный список. И стал самым востребованным художником Москвы. Задача продюсера – оставаться корректным. И не опускаться до уровня тех, кто может испортить вашу работу. И жизнь.

Правило №10. Алчность — это хорошо. («Уолл-стрит», 1989)

Старайтесь делать все так, чтобы у команды остался финансовый люфт на непредвиденные расходы, бонусы и будущие проекты. Грамотный продюсер следит за бюджетом. Как-то посреди проекта нас кинул монтажер, и нам оперативно потребовалась замена. Если бы в бюджете не было “воздуха”, пришлось бы монтировать самим. Что слегка нарушает третье правило.

Давайте подытожим

Быть продюсером – это очень интересно. Однако нужно действительно им быть. Не всегда все работают на вас, и всё идет по плану. Но если вы четко знаете то, что делаете, и кто вам для этого нужен, у вас есть все инструменты, чтобы чувствовать себя, как рыба в воде. Даже если вас внезапно в неё сбросили с лодки.

– правилами поделилась продюсер студии «Дикий Digital» Мария Кулешова