Человек виртуальный в хронотопе современной массовой культуры

Аннотация. В статье рассматриваются изменения массового сознания и современная культура. Влияние интернета и масс-медиа на сознание и жизнь человека виртуального.

Ключевые слова. Человек виртуальный, культура, масс-медиа, СМИ, сознание.

Annotation. In article changes of mass consciousness and modern culture are considered. Influence of the Internet and mass media on consciousness and human life of virtual.

Key words. The person is virtual, culture, mass media, media, consciousness.

Актуальность данного исследования состоит в том, что на сегодняшний день человек, проводя слишком много времени в виртуальном мире, все больше отходит от мира реального. Культура становится больше похожа на идеологию массового потребления, а масс медиа приобретает роль рекламы. Действуя на сознание человека со всех фронтов, интернет заставляет поверить в то, чего на самом деле нет. А человек продолжает искать спасение в гаджетах и приложениях от реалий действительности.

Степень изученности проблемы определяется недавними научными исследованиями зарубежных и отечественных авторов. М. Кульсон «Real feelings for virtual people: Emotional attachments and interpersonal attraction in video games.», Х. Лонгмен, Э. О Коннер «The effect of social support derived from World of Warcraft on negative psychological symptoms.», Д. Невверет «Virtual morality: Emotion and action in a simulated three-dimensional «trolley problem». В. Афанасьева «Homo Virtualis: психологические характеристики», Е. Бурнаева «Человек виртуальный в пространстве информационной культуры».

Новизна нашего исследования связана с анализом взаимодействия человека виртуального с виртуальным и реальным пространством, взаимосвязью массового сознания и массовой культуры.

Цель исследования – обозначить место человека виртуального в хронотопе современной массовой культуры, и определить его признаки.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

Определить значение интернета, рекламы и масс-медиа на сегодняшний день.

Обозначить черты общества, которое породило человека виртуального.

Проанализировать другие исследования

Объект исследования - человек виртуальный.

Предмет исследования - человек виртуальный и его место в современном мире.

Методы исследования - культурно – исторический анализ, контент - анализ, сопоставительный анализ.

Изменения, происходящие в современном мире, привели к изменениям и трансформации социальных реалий. Подтолкнули эти изменения несколько факторов – среди которых изобретение интернета. Именно с ним современные люди дошли до самой высшей точки развития постиндустриального общества. Традиционные устои столь же быстро отходят на второй план, оставляя вместо себя новые понятия, ценности и реалии. Урбанизация завоевывает все больше пространства, время протекает все быстрее, а человек не отстает от современных ритмов жизни. Большую часть времени человек проводит в интернете, с быстрой скоростью поглощая информацию, и при этом не всегда ее перерабатывая и сортируя.

Интернет в современном мире стал постоянным спутником человека, создавая некие паразитические отношения. Телефоны и компьютеры не только заменяют привычное общение, но и многие социальные функции человека, тем самым делая его глупее. Нельзя однозначно сказать, что человек в 21 веке стал умнее или глупее – знания просто стали иметь другое качество.

Культура также меняется с приходом современных реалий. Классика устаревает, открывая дорогу новым видам и жанрам искусства. Это касается и рекламы, которая главным образом задействована в смене самосознания современных «Homo sapiens». Человек сегодня как никогда подвержен уловкам маркетологов, а потому большинство изменений попросту навязаны людям извне. Так и создается экономика большинства стран. Погоня за новейшими товарами, в том числе, и техническими новинками, спровоцирована. Потребитель обязан работать больше, чтобы постоянно покупать.

В интернет также проникла реклама, и даже стала почти незаметной, но довольно эффективной. Во многих городах очередь стояла неделями, за очередной новинкой от «Apple». Безумие масс объясняется именно манипуляцией массовым сознанием через СМИ, интернет и рекламу.

Именно такое общество и породило «человека виртуального». Интернет стал не только площадкой для манипуляции – но и неотъемлимой частью современной культуры и повседневности. Именно там происходит все самое интересное, там обсуждаются новости, искусство и многое другое. Общение, игры, и даже работа иногда ведется через сеть. Большему привыканию к смартфонам способствуют разные приложения, игры, социальные сети. А СМИ, которые подают новости о событиях в мире однобоко и субъективно, формирует «необходимое» мнение у масс. Все способствует деградации и переоценке социальных норм с целью поддерживать общество потребления. Совсем недавно ученые из университета в Кембридже научились составлять психологические портреты по социальной страничке на «facebook». Это уже показатель того, насколько активно человек живет в социальных сетях, и насколько просто считать личную информацию. Но это не пугает массы, и они продолжают пользоваться интернетом.

Не смотря на множество технологий и новинок в 21 веке, множество проблем так и не были решены. Отвергается все устаревшее, теряет актуальность элитарное искусство. Новая культура набирает обороты, не имея под собой фундаментального основания, и опирается лишь на идеи насилия, борьбы, нездоровых привычек, моды. Это касается почти всех и проявляется во всех сферах жизни. Средний человек живет сейчас гораздо лучше тех, кто жил раньше, при этом затрачивая куда меньше усилий на выживание, и тратит много времени и денег на приобретение всяческих благ и навязанных товаров.

Человека виртуального определяют следующие характеристики – принятие виртуального пространства, чувство отрешенности от физического мира, существование зависимостей.

Принятие виртуального пространства имеет под собой множество причин, до конца не изученных. Например, эскапизм, чрезмерная критика реального мира, и гораздо меньшая энергоемкость нахождения в виртуальном мире, нежели в реальном. Теперь, чтобы общаться или путешествовать не нужно даже вставать со стула – достаточно нажать несколько кнопок. Ленивые физически и духовно люди начинают привыкать к интернету, как к наркотикам. Эскапизм характерен для неустойчивых людей, подростков, и тех, чья жизнь их не устраивает. В интернете и социальных сетях можно найти множество миров, в которых можно жить, не обращая внимания на реальность.

Чувство отрешенности от физического мира выражается и во многом. Человек перестает заботиться о здоровье, о внешних контактах, о необходимых делах. Он начинает думать, что мир интернета существует более явно, чем реальность. Те, кто сидит в интернете поглощают информацию в огромных количествах, но не усваивают ее, в итоге в голове оседает лишь нефильтрованная информация, которая почти всегда приносит лишь вред. На сегодняшний день уже существую две реальности для человека – и соответственно, личность может меняться в зависимости от того, в какой реальности она пребывает. В пространстве интернета можно создать имидж – вот почему для многих людей так привлекательны социальные сети.

Зависимость – это еще одна яркая черта человека виртуального. Иллюзия свободы хорошо вписывается в рамки интернета. Человек только ощущает себя свободным, при этом совершая в интернете поступки, на которые не способен в реальности или к примеру, обсуждая ранее недоступные темы. Но на самом деле он только впадает в существенную зависимость от гаджетов, приложений, социальных сетей.

Таким образом, можно сделать вывод: происходящие изменения во многом обусловлены изменением сознания массового общества, которое в свою очередь, меняет общие представления о ценностях и реалиях современной жизни. Интернет превратился в площадку для давления и манипулирования сознанием, а СМИ стали все больше походить на рекламу, постепенно отдаляясь от установленных принципов. Человек в этой среде стал подвержен чрезмерному эскапизму и внушению, поэтому интернет стал неотъемлимой частью жизни человека виртуального.

Литература:

Потапов Д. «О социальной сущности современного искусства» Кафедра философии и политология. КГУКИ. (режим доступа - file:///C:/Users/USER/Downloads/o-sotsialnoy-suschnosti-sovremennogo-iskusstva%20(2).pdf)

Калинин А. «Общество потребления как предмет социально – философского исследования» КГУ им. Н. А. Некрасова. (режим доступа - http://dissers.ru/1raznoe/1/2132-1-kalinin-aleksandr-sergeevich-obschestvo-potrebleniya-kak-predmet-socialno-filosofskogo-issled.php)

В. Афанасьева «Homo virtualis: психологические характеристики». Саратовский государственный университет. (режим доступа - https://www.sgu.ru/en/node/53963?language=ru)

А. Кузьмина «Анализ зарубежных исследований опыта человека в среде виртуальной реальности» Факультет психологии. МГУ им. Ломоносова. (режим доступа - file:///C:/Users/USER/Downloads/12403-11846-1-PB.pdf)

Е. Бурнаева «Человек виртуальный в пространстве информационной культуры» Комсомольский- на – Амуре государственный технический университет. (режим доступа - http://www.docme.ru/doc/231257/registration.html?action=resetPassword)