Старые советские детективы

02.05.2018

С современной точки зрения старые советские детективы кажутся  туповатыми и наивными, с незатейливым реквизитом и сюжетами не отличающимися  разнообразием . Если в старом фильме речь идет о теневой экономике, то  его герой какой-нибудь оборотистый  деляга решивший обогатиться на волне тотального дефицита, соорудивший в подвале подпольный цех по производству колготок и  получивший  за это высшую меру, что на современный взгляд, несколько чересчур. Он конечно  приворовывает у государства сырье, но пара-другая мотков капрона в месяц это такие  мелочи, что не стоит и говорить.  А потому как ни старались киношники показать его хищническую натуру, вся его красивая жизнь в малогабаритной квартире, автомобиль «Жигули» грязно-желтого цвета и молодая любовница с маникюром и огромным старинным  брильянтом, купленным по случаю у барыги, и, как потом выясняется краденым,  сегодня вызывают лишь сочувствие к злополучной судьбе персонажей.

Далее идут  фильмы об иностранных шпионах лихо скачущих через горы на козлиных копытах или пересекающих море  на детских  надувных плотиках исключительно ради личной встречи с  каким ни будь предателем  родины, который по наивности  или из жадности перебежал на сторону Запада, и теперь в этом сильно раскаивается, но не знает как выбраться из липкой шпионской паутины. При всей закрученности интриги  предатели как-то  не тянут на матерых врагов и закоренелых мерзавцев, государственные секреты они выдавать не спешат и вообще предают родину как-то вяло без особой охоты, и что еще хуже — в конце фильма раскаиваются и приходят с повинной, если  конечно доживают до этого волнующего момента .  Только невозмутимые сотрудники  госбезопасности которые весь фильм  талдычат  что-то о чести  мундира или  государственных интересах, и которые разоблачив и  поймав очередного шпиона прямо на месте  начинают перевербовку и с каменным видом читают  ему лекцию  о преимуществах социализма  даже по  старым советским меркам выглядят  полными дураками.

Бесспорно, лучшими в этом ряду являются  детективы про бывших хозяев жизни, бежавших после революции и возвращающихся в  свои древние  родовые гнезда, чтобы откопать старый отцовский клад, попутно вдохнуть дым отечества и выяснить не осталось ли кого ни будь в живых  из родни. Такой бывший хозяин  обычно обременен светлыми детскими воспоминаниями о родине и доме и преданных слугах, и очень хочет  попасть в свою бывшую усадьбу, чтобы освежить и дополнить старые впечатления. Ему может и сокровищ не надо, сокровища это так предлог, чтоб хоть одним глазком взглянуть на родные пенаты. Однако, вместо роскошного особняка  он находит пустые развалины и растеряно бродит по пепелищу, давя  запыленными сапогами  осколки битого кирпича и обгорелые головешки,  принадлежащие теперь  трудовому народу. Полученный на развалинах шок приводит бывшего хозяина в бешенство и он начинает убивать всякого, кто подвернется под руку. Он даже не заметает следов, но это никак не помогает его найти. И так пока бывший преданный слуга не признает в нем барчука  и не донесет  на него в милицию.  После этого за бывшим хозяином жизни начинают  следить. И вскоре дождливой ночью  где-то  на болоте, где раньше был барский сад, он,  озираясь и вглядываясь во тьму, начнет откапывать ларец  с фамильными драгоценностями, но едва  пыхтя от неимоверных усилий, извлечет клад из земли, как тут же попадет в лапы милиции, которая тут же на месте  конфискует ларец,  и вежливо но сурово объяснит всем присутствующим,  что драгоценности нажитые посредством эксплуатации и угнетения  масс  должны принадлежать государству.  Арестованный станет сопротивляется и даже что-то кричать в порыве классовой ненависти, но его быстренько успокоят, наденут наручники и уведут куда-то в ночь под бравурную  чекистскую песню.  Этот детективный  сюжет представляется самым актуальным из всех перечисленных:  по нему  можно легко представить, какая печальная участь рано или поздно ожидает современных хозяев жизни.