Опричники – спасители отечества?


Одним из самых страшных периодов в истории России считаются годы опричнины. Дескать, не люди они, а монстры, «восставшие из ада». Что же на самом деле представляла собой опричнина, и кем были опричники, о которых рассказывают леденящие душу истории?

Официально опричнина была введена в России 5 января 1565 года. Но ее появлению предшествовали по-настоящему драматические события.

В условиях военного положения

Русское государство уже семь лет вело тяжелую и кровопролитную Ливонскую войну. Иван Грозный пытался решить извечную проблему российской экономики – «прорубить окно в Европу».
Сперва боевые действия шли успешно. Русские рати разгромили войско ливонцев и заняли несколько городов и крепостей в Прибалтике. А в 1563 году был взят Полоцк. Но уже на следующий год русское войско потерпело сокрушительное поражение под Уллой ( расположена на территории Витебской обл.). Вскоре после этого к литовцам перебежал один из ближних бояр Ивана Грозного князь Андрей Курбский. Он был наместником царя в Ливонии и фактически главнокомандующим русского войска.
Для того чтобы переломить ситуацию, сложившуюся в России и на ее рубежах в середине 60-х годов XVI века, Иван Грозный решил ввести в стране своего рода военное положение. Оно-то и получила название «опричнина».

«Перебор людишек»

Обвинив боярина Ивана Федорова в желании захватить власть, Грозный заставил надеть того царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал. Так царь отомстил руководителю земской думы за то, что тот просил об отмене опричнины
Во внутренней и внешней политике царя по рукам и ногам вязали крупные феодалы, так называемые княжата – потомки удельных князей. Их делили на восемь «гнезд» – по родственному и территориальному признаку. Это были князья тверские, рязанские, суздальско-нижегородские, ярославские, углицкие, белозерские, стародубские, галицкие. Одних только ярославских князей было более восьмидесяти!
Все они были Рюриковичами, все собирали налоги на своих землях (в свой карман, не платя при этом ни копейки в государственную казну), имели право на свой суд, не подвластный царю. Дело доходило до того, что царские чиновники не имели право въезда в их вотчины.
Кроме того, княжата держали собственное войско, так называемых боевых холопов – профессиональных воинов, которые с оружием в руках сопровождали и охраняли своего хозяина. Таких боевых холопов у удельного князя могло быть несколько сотен.
С произволом бояр-княжат и решил покончить Иван Грозный. Сделал он это следующим образом. 3 декабря 1564 года царь с семьей выехал из столицы на богомолье. С собой он взял казну, библиотеку, иконы и символы царской власти.
Остановился он в Александровской слободе, откуда 3 января 1565 года объявил о своем отречении от престола по причине гнева на бояр, церковных, воеводских и приказных людей.
После прочтения царского послания в Москве тысячи ее жителей отправились в Александровскую слободу с просьбой к Ивану Грозному простить их и вернуться в Москву. В начале февраля 1565 года царь вернулся и объявил, что вновь принимает на себя правление – с тем, чтобы ему «вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований» со сто роны духовенства и учредить в государстве опричнину. Все остальное государство должно было составлять земщину.
В опричнину Иван Грозный отделил часть бояр, служилых и приказных людей. На ее содержание были назначены особые города (в том числе Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг) с волостями.
Суть опричнины заключалась в том, чтобы сокрушить княжат, выдернув их, как дерево из почвы, где оно укоренилось, посадив в новую почву, где оно будет расти, но не в полную силу.
Таким образом, Иван Грозный одним выстрелом убивал двух зайцев: подрывал основу могущества «самостийных» бояр-княжат и получал земли, которые можно было раздать служилому дворянству, несшему основную тяжесть Ливонской войны.

«Люди в черном»

В опричнину были набраны также тысяча избранных дворян и детей боярских.
Условием принятия человека в опричное войско и опричный двор было отсутствие родственных и служебных связей со знатными боярами. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины.
Главное, что требовал Иван Грозный от опричников, – это соблюдать верность царю и государству.
Для чего же были нужны опричники? Это был своего рода «спецназ» Ивана Грозного. Вспомним о том, что у каждого удельного князя был отряд боевых холопов, и он был фактически «полевым командиром» того времени. Так просто взять его и выселить в определенное царем новое место жительства было делом непростым и опасным и напоминало больше нынешние «войсковые операции» на Северном Кавказе.
Вот, как, к примеру, проходило задержание опричниками бежецкого боярина Ивана Челяднина-Федорова.
При проведенной «спецоперации» были убиты 293 боевых холопа и 50 родственников боярина. Все они оказали вооруженное сопротивления царским слугам. Крестьяне же боярина при этом не пострадали.
Часто опричников изображают людьми подлыми, трусливыми и глупыми. Но это не соответствует действительности. Из числа опричников вышли талантливые военачальники, такие как князь Дмитрий Хворостинин, разбивший в 1572 году при Молодях стотысячное турецко-татарское войско. При этом опричники взяли в плен командующего крымскими татарами Дивея-Мурзу.
Опричникам приходилось выезжать в действующую армию для вразумления валявших дурака земских военачальников. Так, в 1577 году воеводы, посланные брать ливонский город Кесь, встали в чистом поле и принялись «местничать» (спорить),
забрасывая царя челобитными. Царь дважды писал князю Тюфякину, что тот «дурует». Князь не унимался.
В конце концов приехал опричник Даниил Салтыков с царским указом в кармане, отстранил воевод и сам повел войска к цели.
Опричниками стали и богатейшие русские купцы – торговые люди Строгановы.
Да и английские коллеги из Московской компании тоже записались в опричнину!
Выполнив свою задачу, опричнина была упразднена в 1572 году.

Именно опричнина окончательно уничтожила пережитки феодальной раздробленности.
Опричнина спасла Россию от судьбы той же Польши. Через полвека в стране наступило Смутное время, и, существуй тогда еще бы и феодальная раздробленность, оно бы погубило страну.

Царских слуг спутали с монахами-католиками

В описании современных историков типичный опричник выглядел следующим образом: тип в черном одеянии с метлой и песьей головой, притороченными к седлу.
Да, действительно опричники носили черные кафтаны. Дело в том, что опричное войско было чем-то вроде военно-духовного ордена. И одевались они соответственно. Насчет отрубленных песьих голов – бред, попробовал бы писавший вытерпеть пребывание с мертвечиной, да еще в жаркий летний день.
Впервые упоминания об этом появились в воспоминаниях иностранцев, побывавших при дворе Ивана Грозного.
Видимо, заморские гости провели аналогию с католическими монахами-доминиканцами, называвшими себя псами Господними. У них были популярны изображения песьих голов: на перстнях и воротах монастырей.
Доминиканцы тоже выполняли спецзадачи, расследуя преступления против веры.
Насчет метлы – была, только не та, которой пол подметают. В знак своей принадлежности к опричнине «спецназ» Грозного носил на поясе шерстяную кисть – это и был символ метлы, выметающей измену.