Учиться? Или сразу уметь? Один путь для всех!

"Учиться, учиться и еще раз учиться!" В.И. Ленин
"Учиться, учиться и еще раз учиться!" В.И. Ленин

В этой статье Вы узнаете как с детства знакомое слово "Учиться" осталось за гранью нашего разума...

С самого рождения и на протяжении всей своей жизни каждый из нас постоянно учиться. Вспомните, как сначала родители, а затем и учителя в школе постоянно твердили, что необходимо "Учиться" и буквально заставляли зубрить домашние задания. В университете такая же история… А потом и в профессиональной среде в наш информационный век приходится постоянно учиться, чтобы оставаться востребованным специалистом на рынке!

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь. А. С. Пушкин
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь. А. С. Пушкин

Обучение ради самого обучения вряд ли кого-то интересует. Достижение целей, самореализация, успех  - вот что захватывает умы современных людей. Сейчас существует огромное количество разных источников, откуда можно почерпнуть новые знания: интернет, книжные магазины, библиотеки, всевозможные курсы, тренинги, семинары.

Нам с детства твердили что надо учиться и даже сказали "зачем?" Но Нас не учили учиться, а это то, что так важно в наше время, когда вокруг море возможностей для образования. И зачастую именно способность к быстрому обучению является преимуществом и главным фактором успеха.

Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.

Задача данной статьи показать Вам круг обучения через который проходит любой человек пока "учиться". Знание о моделях и принципах обучения поможет Вам сделать процесс обучения более быстрым, эффективным и увлекательным.

Обучение — это непрерывный и постоянный процесс балансирования между получением новой информации и приспосабливанием уже имеющихся знаний к новой информации. Есть четыре стадии в круге обучения между первым знакомством с новым материалом и компетентностью.

1- Я не знаю, что я не знаю (Бессознательная некомпетентность);

Человек некомпетентен в какой-либо области, и он не в курсе, что это так. Он даже может не догадываться, что такая область существует. К примеру, для школьников младших классов «квантовая физика» является простым словосочетанием, и они понятия не имеют о чём эта дисциплина. Возможно, и вы ещё 5 минут назад понятия не имели о существовании круга обучения.

2- Я знаю, что я не знаю. ( Сознательная некомпетентность);

Второй сегмент говорит о том, что вы уже имеете какие-то знания о предмете или явлении, но их явно не достаточно, чтобы быть компетентным в этой области и вы об этом знаете. Проще говоря, вы знаете, что в чём-то не разбираетесь или не умеете что-то делать. Сознательная некомпетентность - это осознание границ своих сегодняшних возможностей. 

3- Я знаю, что я знаю. (Сознательная компетентность);

В этом сегменте круга человек уже приобретает умение, но для хороших результатов всё ещё требуется сознательное внимание за процессом сознательного обучения навыку. Это значит, что для выполнения каких-то действий вам требуется постоянный сознательный контроль. Вы не можете позволить себе отвлечься, так как вероятность ошибки пока довольно велика. Пример – начинающий водитель.

4- Я не знаю, что я знаю (Бессознательная компетентность);

Это состояние мастерства, автоматизма выполняемого действия, сформированного навыка. Вы можете что-то делать, не задумываясь. Идти, бежать, есть, завязывать шнурки. Всё то, что мы делаем настолько хорошо, что подчас и не помним, что когда-то этому учились. Всё происходит легко и непринужденно. Даже когда я пишу этот текст, большая часть процессов происходит автоматически. Пальцы сами собой стучат по клавишам; отдельные мысли, переплетаясь друг с другом, формируют готовый текст.

"Учиться" за гранью разума означает, что только когда человек достиг уровня «Бессознательной Компетентности» в какой-то области, можно говорить о том, что он умеет «это делать».

Но не всегда наше обучение идёт по «полному» кругу обучения – иногда мы учимся даже без «сознательной» цели научиться. Например дети, которые повторяют интонации или жесты за родителями, не учились этому осознанно. Бессознательное умеет учиться и без помощи сознания.

Но при этом важно понимать, что не любая бессознательная компетентность будет полезна. Достаточно большая часть проблем человека как раз и состоит в том, что он «научился чему-то ненужному и не может отучиться». Возможно это поведение когда-то было полезным, или полезно только в узком контексте, или оно эффективно, но больно неприятные последствия. Но человек научился и теперь ЭТО происходит автоматически: он испытывает страх при виде паука, грызёт ногти при волнении, курит или чешет подбородок, когда размышляет.

Да, вторая основная проблема: «не могу научиться нужному». Но это тема для другой статьи.

Спасибо за внимание Друзья.