"Заправлены в планшеты космические карты..." Обзор навигатора Garmin GPSMAP 64st

22.06.2018

Жизнь, она не стоит на месте.

По-моему, где-то я уже это говорил.)

Кажется, совсем недавно проверял я свой первый пешеходный навигатор Garmin eTrex 10 и был им полностью доволен.
Но вот не прошло и трех лет, как, походив с Етрексом по разным-всяким местам, решил я, что, пожалуй, хочу от навигатора чуть побольше.

Собственно, виноваты в этом в первую очередь конструкторы. Есть у «десятки», на мой взгляд, один серьёзный конструктивный недостаток. Джойстик, которым этот навигатор управляется, невозможно заблокировать. Почему — для меня полная загадка. И при этом двойное нажатие этого джойстика каким-то гением от дизайна запрограммировано на создание новой маршрутной точки.

Что получается. На маршруте, уж если ты сверяешься с навигатором, ему место на шнурке на шее. Чтоб не болтался, он заталкивается под штормовку или в нагрудный карман. При ходьбе хренов джойстик нет-нет да совершит этот самый 'двойной щелчок', в результате чего на экране появляется никому не нужная маршрутная точка с именем «002», «003» и так далее. Ну, посмотришь потом, удалишь, матюгнёшь этот джойстик… бывает.
Однако тут довелось вдоволь полазить по скалам, не по верёвке, а ножками. И выяснилось, что вот в данном случае, когда карабкаешься вверх и спрыгиваешь вниз, число этих ненужных точек переваливает за три-четыре десятка. А удалять их надо, замечу, вручную, каждую по отдельности, безо всяких мышек и прочих буржуазных излишеств, ворочая курсор на экране навигатора тем самым джойстиком.
В общем, стёр я себе большой палец и сказал заочно много тёплых слов программистам и дизайнерам Гармина. Не, хорошая машинка «десятка», я ж от прежних слов не отказываюсь. Лёгонькая, экономичная, точная. Но, блин, эта её конструктивная особенность задолбала.)

Так. Надо было что-то делать. То ли смириться и колхозить на джойстик гонд… в смысле, чехольчик), то ли идти дальше. А так как средства пока позволяют, я и пошёл. Тем более, что смех смехом, а карту на пешеходный навигатор хочется.
Так в результате размышлений и опыта, накопленного с «десяткой», появился у меня новый товарищ: Garmin GPSMAP 64st.

На этот раз решил я, что будет это не 'эконом', а, наоборот, наиболее продвинутая модель в линейке. Хотелось достаточно памяти в устройстве, чтоб поставить самую правильную карту. Хотелось достаточно быстродействия, чтоб на эту карту смотреть. Компас хотелось. Ну и подсоединения к компу тоже хотелось — это, кстати, оказалась гораздо более важная и удобная фишка, чем думал вначале.

Итак. Что мы имеем с гуся.

Навигатор Garmin GPSMAP 64st

Кратко о самом устройстве. Весит 64st с батарейками побольше Етрекса – 223г (сам взвешивал). Габариты 160х61х36мм, то есть тоже покрупнее. Дисплей цветной, 65мм по диагонали, 160х240 точек.

Как и младшие модели, 64st не комплектуется чехлом. Зато вместе с навигатором поставляется полноразмерный карабин — разумеется, с надписью «Garmin».

И вот тут интересное дело. На сам этот карабин, думаю, килограмм 20 запросто можно подвесить, а то и больше. Карабин цепляется за кусок надёжно сшитой стропы — тут тоже всё солидно. Но вот с навигатором это дело соединяется съёмной пластиковой деталькой, которую иначе как хреновинкой я, скажем, назвать не могу. Что она в самый неподходящий момент отстегнётся или отломится — к гадалке не ходи.

Соответственно, самым первым делом взял я в руки ножницы, иголку и нитку

и закрепил кусок стропы непосредственно на навигаторе, благо там предусмотрена отличная, широкая и прочная проушина.

Ну и продел в ту же проушину шнурок, чтобы вешать навигатор на шею.

Вторым делом… что вторым делом? А. Компас.

Вообще, магнитный компас у меня всегда с собой. Но дополнительное наличие его в навигационном устройстве — штука не лишняя. Поэтому вышел я в тогда ещё зимний лес, чтоб проверить возможности машинки на практике. Ну и свои компасы заодно сравнить.

Засёк я на подходящем стволе дерева по навигатору север

и все свои компасы поочередно проверил

Видно, что все мои компасы, от самого старого, которому лет почти как мне, до новых, согласно показывают в одном и том же направлении.
Но вот что это за угол между их показаниями и компасом Гармина?
А это интересная штука.
Если кто помнит, ранее в одной из моих тем был затронут вопрос о магнитном склонении — угловой разнице между направлением на географический север и северный магнитный полюс. Ориентируясь по карте и компасу, всегда надо держать в уме склонение для данной кoнкретной местности, иначе путь на восток, например, будет выглядеть вот так:

И ни к чему хорошему такой путь не приведёт, только к уклонению от цели.

Так вот. Раньше как-то не задумывался, а ведь компас в навигаторе этой проблемы не имеет, точнее, легко её решает. В отличие от магнитного, электронный компас можно просто переключить: либо чтобы показывал географический север, либо — чтоб магнитный. Очень удобно. По умолчанию включен, конечно, географический север.
Так что на фото — наглядная иллюстрация магнитного склонения в окрестностях Москвы.

А вот переключение компаса на магнитный полюс.

Теперь он показывает туда же, куда и магнитные компасы.

Но есть с компасом в навигаторе и одна засада. «Прямо из коробки» ни на какой север он не показывает. И после замены батареек тоже. Мало того, полежав выключенным — тоже указывает пальцем в далёкое синее небо.

Решается эта проблема так: после каждого включения надо провести калибровку компаса. Для этого выбрать соответствующий пункт в меню на странице «Компас» и по графическим подсказкам на экране повертеть Гармин поочередно в трех разных плоскостях. Это не доставляет никаких затруднений и занимает от силы секунд 40. Просто надо не забывать: включил Гармин — откалибруй компас.

Этап проверки компаса закончен.

Следующий этап — перенос всех скопившихся на Етрексе навигационных точек. Очень однообразно и занудно, учитывая, что к компу «десятка» не подключается. Создаёшь новую точку, вручную по буковке перебиваешь название, вручную по цифирке — координаты, высоту… И так для всех пяти десятков точек, или сколько там будет у вас.

Забегая вперёд, мог бы, как выяснилось, существенно облегчить труд, вводя точки через комп. Но тогда я этого просто не знал. Ладно, терпение и труд всё перетрут, и вот точки внесены.

Четвертый этап — карта.

В поставке с 64st идёт карта «Дороги России». В принципе ничего так. С горизонталями, то есть можно рельеф отслеживать. Но в смысле подробности — середнячок, даже чуть хуже. Например, на ней отсутствуют некоторые приличного размера географические объекты — скажем, нет на карте Треугольного озера и всё тут. Привыкнув к подробной и актуальной карте MAPS.ME, честно, был несколько разочарован. И начал искать альтернативу.

Вначале подумал о буржуинском ByrdsEye, который вроде как можно себе на 64st бесплатно закачать. Посмотрел тестовые кусочки, которые на навигаторе уже стоят — полное разочарование. На спутниковом фото ничего толком не разглядеть — разрешение экрана для этого откровенно слабовато. Навигатор тормозит. Может, кому и нравится, по мне — хрень.

А вот потом, ещё покопав инет, нашёл.

Есть такой сайт – GARMIN.GIS-LAB.INFO. И вот на нём совершенно бесплатно выкладывают для Гарминов ту самую карту, которая применяется в MAPS.ME. Причём обновляется она чуть не каждый день, и актуальность этой карты, если судить по окрестностям моего дома, совершенно фантастическая. Например, карта узнала о переименовании остановки автобуса через три дня. Да, на этой карте дополнительно обозначена куча объектов, все они подписаны (видно при наведении курсора). Причём объекты эти как в городе, так и в глухом лесу. Родники, например, нанесены. И другая фишка — карта знает не только дороги, но и тропинки, причём тоже как в Подмосковье, так и в дебрях Адыгеи, или, скажем, на Байкале. Причём опять же — знает с высокой точностью. В этом я убедился, посмотрев на карте расположение навигационных точек, сделанных Етрексом и перенесённых, напомню, вручную через перебивку координат. Так вот — эти точки легли на тропинки и объекты карты как влитые, прям пальчики оближешь. Испытал шестое чувство советского человека — чувство глубокого удовлетворения.)

Это я чуть вперёд забежал. Ведь карту мало найти — её надо на устройство поставить. Готовился я уже к танцам с бубном вокруг этого дела — а оказалось всё удобно и незатруднительно.

Разумеется, сначала надо установить на комп соответствующую программу, потом — проверить, опознаёт ли она подключенный через древний мини-USB навигатор.

Сама установка карты делается в два шага: сначала она ставится на комп (запуском прилагаемого к ней bat-файла), потом — на подключенный Гармин.

Установленная карта становится доступна не только на навигаторе, но и на компьютере, при этом на ней отображаются все навигационные точки и все треки, накопленные в навигаторе.

Очень удобно просматривать всё на нормальном экране и при необходимости редактировать на нормальной клавиатуре. Результаты можно перезаписать обратно в навигатор (вот и не надо было пальцы мозолить о джойстик, можно было ввести точки пусть тоже вручную, но с компа). Одновременно с навигатором, таким образом, все его данные хранятся и в компьютере, так что при утере памяти навигатора или покупке нового устройства точки и треки0 переписываются на него легко и просто.

Хорошая программа, короче.

Возможность подробного просмотра треков на компьютере позволяет восстанавливать с точной привязкой на карте все мелкие подробности вылазки или похода.

Вот, например, я обносил плотину

тормозил лодку, чтобы сделать фото

А вот — причаливал к роднику набрать воды. Родник, кстати, обозначен на том самом месте, где он в реальности.

Возвращаемся к тесту. Этап последний — проверка на местности.
Для наглядной демонстрации возможностей 64st выбрался вечером в ближний лес.

Включив навигатор и дождавшись, пока он загрузится, настроил его на ближайшую маршрутную точку. Пусть ей будет плотина на ручейке. Для этого нажимаем кнопку FIND, выбираем нужную точку джойстиком, нажимаем кнопку ENTER и ещё раз — на единственном пункте меню «Старт»

Вообще, управление этим навигатором сделано гораздо более логично, чем в Етрексах. Кнопка FIND отвечает, как далее будет видно, за всю навигацию, кнопка MARK — за работу с новыми навигационными точками, пара кнопок IN и OUT — за масштаб изображения (крупнее-мельче), ENTER — за подтверждение выбора, QUIT — за выход из меню, PAGE — за перемещение между рабочими экранами, MENU — за вход в меню данного экрана. Джойстик — разумеется, за движение курсора. Сам джойстик сделан в 64st по уму, плоским и без функции нажатия — очень хорошо.)

Да, кнопка выключения сбоку, как и на Етрексах, и так же одновременно позволяет переключать яркость подсветки (нулевая, половинная, полная).

Пока всё это обсудили, практически дошёл. Вон она, плотина.

Весна была дружная, поэтому с одной стороны налился нехилый длинный пруд глубиной в полтора человеческих роста.

На пруду селезень с уточкой решают свои интимные дела, а я вот им мешаю.

Навигатор показывает — пришли

Кстати, дополнительные панельки сверху карты — настраиваются, как и в Етрексах. Можно сделать одну, две, можно больше. Мне удобно, когда там указатель направления и расстояние до цели.

Перехожу плотину и иду дальше.

Пешеходный навигатор — не автомобильный, и автоматом маршрут при прибытии в конечную точку не прекращает. Указатель направления продолжает показывать мне за спину.

Чтоб отменить маршрут, нажимаю отвечающую за навигацию кнопку FIND

Джойстиком сдвигаю курсор на «Остановка нав.»

Нажимаю ENTER. Маршрут отменен.

Пока неспешно иду дальше под шелест ветра и птичью перекличку, можно подробнее рассмотреть основные страницы, которыми управляется навигатор. Кстати, их количество и последовательность также настраиваются. В принципе, каждая такая страница — это пункт главного меню, и если её нет в данном перечне — то она через страницу «Главное меню» и доступна

За переключение между перечнем основных страниц отвечает, как уже говорилось, кнопка PAGE. У меня страницы стоят так:

Первая — «Карта» (мы её уже видели)

Вторая — «Компас»

На ней же появляется большой указатель направления, когда навигатор ведет по маршруту

Третья — «Путевой компьютер»

Четвертая — «Главное меню» (в нем, как уже сказал, все страницы, которые не включены в перечень основных)

Пятая — «Спутники». Здесь же будут отображены и спутники ГЛОНАСС, если включить их поиск. Я его отключил для экономии батареек.

Шестая — «Менеджер треков»

Седьмая — «Менеджер маршрутных точек»

Восьмая — «Профиль высот». В навигаторе есть барометрический альтиметр. Правда, чтобы он давал достоверные данные, его также надо калибровать, а для этого знать текущее давление и высоту над уровнем моря.

Ну и далее возвращаемся на первую страницу — карту.

Можно крутить перечень страниц и в обратном порядке — кнопкой QUIT.

Масштаб увеличивается кнопкой IN (значение масштаба отображается ниже панелек на карте)

50м

30м

20м

Хорошо. А если надо вернуться обратно по собственному треку?

Для этого переходим в менеджер треков или в главном меню выбираем пункт «Треки». Потом выбираем «Текущий трек» (разумеется, выбор подтверждается кнопкой ENTER, далее я отдельно про это говорить не буду).

Подтверждаем «Обрат.путь».

Получаем обратный маршрут по точкам, входящим в трек.

Ну, пока он мне не нужен. Идём дальше.

Солнце садится. В лесу постепенно темнеет.

Пахнет смолой, мхом и цветущей земляникой.

Птицы смолкают, только соловей в кустах продолжает насвистывать и щёлкать. Замечательно идти по темному вечернему лесу под его песню.

Ладно, как тут ни хорошо, а пора потихоньку поворачивать обратно.

Как видно на экране, автоматически навигатор обратный трек не продлевает. Для наглядности масштаб уменьшен кнопкой OUT и экран сдвинут вниз (это делается курсором, который управляется джойстиком). Кстати, в верхней части экрана видно, как отображается название объекта, на который наведен курсор (в данном случае лес)), курсор внизу.

Жмем FIND и видим текущую цель. Можно остановить навигацию, можно выбрать «Найти еще» — тут без разницы.

Снова выбираем текущий трек и подтверждаем «Обрат.путь»

Навигатор перепрокладывает обратный маршрут от текущей точки.

Иду обратно

Так. А что это там белеет справа у речки?

Мостик. Совсем недавно обновлен, не видел его раньше. Зимой, видать. Вон и тропа не протоптана. Надо посмотреть.

Хороший мостик. Запишем.

Нажимаем кнопку MARK

В появившемся окне гоним курсор вверх к имени точки, которое по умолчанию цифровое.

Ввод слов во всех Гарминах, что мне попадались, организован очень муторно: каждую букву нужно выбрать отдельно и подтвердить кнопкой ENTER.

Координаты новой точки всегда проставляются текущие. Тут я их замазал.
Подтверждаем новую точку пунктом «Готово».

И возвращаемся на маршрут.

Так и доходим обратно до плотины. Стемнело.

Останавливаю навигацию — ну, не заблужусь же я в родном лесу.

Пора домой.
Только подумал об этом — вдруг ни с того, ни с сего начался дождик. Да такой бодрый! И правда, пора. Спокойной ночи, лес.

Выводы

В настоящее время Garmin GPSMAP 64st:

бродил со мной по ближнему и дальнему Подмосковью, Тульской области;
помогал мне в командировке в Крыму;
участвовал в двух сплавах по Истре и Воре.

Проявил себя хорошим товарищем и полезным специалистом. С новой картой — стал практически незаменимым.

Сохранив почти все достоинства линейки eTrex, избавился от главного, по моему мнению, их недостатка — дурного джойстика.

Разрешения экрана и цветовой гаммы, по мне, для работы в поле полностью достаточно. Возможность выгрузить треки и точки на компьютер и там с ними работать оказалась очень приятным дополнением.

Возникал тут вопрос о прочности корпуса. У меня лично к нему никаких претензий. Специально не давил и не ронял, а так — нормальный прочный корпус, ничего не скрипит. Герметичность тоже специально не проверял, но под дождем работает.

Исходя из этого всего старый eTrex 10 передоверен другу, а 64st прочно занял его место.

Недостатков (кто ж их лишен) на настоящее время выявлено всего два, мелкий и крупный:

мелкий — неразумное крепление для карабина. Устраняется переделкой. Собственно, и сам карабин я с навигатора очень быстро снял — при наличии шнура на шею не нужен от слова совсем, а габариты и вес увеличивает.

крупный недостаток — неумеренный жизненный аппетит. Вот этого недостатка Етрекс был лишен начисто. Наглядная разница между монохромным дисплеем и цветным. Короче, 64st жрёт батарейки. Фактически, комплекта из двух обычных АА хватает при постоянной работе навигатора на сутки. Долгоиграющих — на сутки-полутора, максимум на двое. Уже уяснил себе, что всегда надо иметь непосредственно при навигаторе сменный комплект, а количество запасных батареек в рюкзаке на весь маршрут считать для Гармина отдельно, исходя из сказанного выше. Насколько понимаю, этот недостаток не лечится (отключение ГЛОНАСС эффект даёт, но не сильно большой). Вроде как можно использовать перезаряжаемые аккумуляторы Гармина, но про них пока ничего не знаю.

Нужен ли кому такой товарищ, каждый, конечно, решит самостоятельно. Мне — нужен.)

Такие дела.

Всем точных целеуказаний и прямых маршрутов!