Они же тупые!

26 June 2019

К вопросу о качестве образования в целом и преподавания иностранных языков в частности.

Байка шестнадцатая.

Огромный нефтеперерабатывающий завод на севере России. Самое начало девяностых, я работаю в нефтедобывающей компании. Совсем недавно разрешили свободный въезд иностранцам, и они потянулись как рыба на нерест. Но этот был особенный.

Завод не тот. Но похож. Фото из открытых источников.
Завод не тот. Но похож. Фото из открытых источников.

Не пастор какой-нибудь, не бизнесмен доморощенный, пытающийся урвать от жирного российского пирога во время передела собственности. Обычный молодой американский специалист двадцати с небольшим лет с еще свеженьким дипломом то ли Массачусетского, то ли еще какого-то университета в кармане. Занимался оборудованием нефтедобывающих скважин, которых у нас было в избытке, вот его и пригласили. Планировалось создание совместного предприятия, и требовалось оценить потенциал.

Он меня поразил. Причем дважды. Первый раз, когда работал с документацией. Это огромные кипы бумаг – чертежи, схемы, формулы, расчеты и уравнения, миллионы цифр. Сплошная математика, физика, химия и геология. Он корпел над бумагами до обеда. А после обеда он к ним даже не притронулся, потому что знал все наизусть. Глубина залегания пласта, содержание углеводородов, количество редкоземельных металлов в породе, дебит десятка скважин и так далее и тому подобное... Колоссальный объем информации уместился в этой голове за какие-то 3-4 часа.

Но это не главное. Я не химик, не нефтяник, поэтому должным образом оценить его знания не мог. А то, что я мог оценить, что меня удивило еще больше – это его абсолютно грамотный, чистый русский язык с хорошим произношением. Русских предков у него не было, в России никогда прежде не бывал, специальные языковые курсы не посещал. Откуда тогда такой прекрасный язык?! Я не мог не спросить, и он с некоторым недоумением ответил: "Я же университет закончил!"

Упс-с-с... Человек закончил университет. По специальности "Оборудование нефтяных скважин". Математика, физика, химия, геология и масса других специальных дисциплин. Русский был факультативным (!) предметом – я уточнял. Он его просто ради интереса изучал. И каков уровень! Практически свободное владение языком. Заметьте – очень трудным для изучения языком.

А теперь вспомните свой уровень английского после института или универа. Думаете, дело в вас? Нет. Дело в системе преподавания. При наличии грамотных методик вы бы заговорили по-английски уже к концу первого курса, даже в непрофильном ВУЗе. А теперь вопрос: это же как надо было стараться преподам, чтобы за пять лет ничему вас не научить?