Как сделать учёбу увлекательной? (или хотя бы менее унылой)

Spoiler: иногда она всё таки будет унылой, вытирайте сопли, господа, есть действительно тяжёлый материал и очень трудоёмкие задачи, это тебе не на youtube развлекушки смотреть. Однако есть способы чаще учиться с удовольствием, о них и пойдёт речь в этой статье, пристегните ремни, мамкины прокрастинаторы.

Шаг 1: Где лежит интерес?

Вероятно, там, куда его положила твоя мама во время последней уборки.

Это всё шуточки, но вот в чём дело: если ты хочешь по-настоящему увлекательного процесса, тебе надо заинтересоваться в изучаемой теме. (да ладно? а мы не знали) Ещё в 1813 году один умный дядя Francis Lockwood в своей книге "The freshman and his college" (свежий мужчина и его ПТУ-шарага / первокурсник и вуз) писал:

"В долгосрочной перспективе секрет учёбы заключён в нашем умении влить наши мысли, действия и занятия в поток интереса".

Но как именно получить этот проклятый интерес? Точно не ныряя в глубины предмета сходу. Чтобы овладеть интересом, который будет подпитывать тебя на протяжении долгих часов регулярной работы, сперва надо погрузить себя в по-настоящему захватывающие аспекты изучаемое темы. Никто не читает документацию по C++ , если он, к примеру, не хочет создать игру. Никто добровольно не занимается ботаникой, если не хочет вырастить у себя на чердаке мариху... ой.

Вот почему Валентин Конон снимает ролики на своём канале TrashSmash, Александр Панчин пишет книги по типу "Сумма биотехнологии, а на СТС в своё время выходило "Галилео" с Александром Пушным. Эти и многие другие люди занимаются популяризацией науки, они знают, чего стоит заинтересовать ей массы. Они понимают, что лучше сначала показать электричество в действии на примере музыкальных катушек Тесла, фильм про великого математика или рассказ про применение какой-либо науки, чем сразу безостановочно вещать про закон Ома или алгоритм приведения к совершенной дизъюнктивной нормальной форме. Это намного эффективнее для создания той искры, вспышки интереса, которая так нужна нам в самом начале.

И лучшие преподаватели по всему миру прекрасно понимают эту схему. Они знают, что сначала должны привести своих студентов в восторг от изучаемой темы, а потом уже переходить к суровым деталям. Но если твой препод не справляется с этой задачей (будем честны, здесь нет никаких если), ты можешь сделать это сам. Одно из решений, которое точно может сработать: найди книгу, фильм, подкаст, или даже игру, которые помогут тебе получить введение в предмет на хорошем уровне, но в увлекательном виде, или как-то связаны с ним.

Один мой друг, как и большинство студентов Росиии, беспечно скатывался по кривой прокрастинации и лишь где-то в дальних уголках сознания держал мысль о том, что время идёт, а экзамен по истории древнего мира приближается. Купив Цивилизацию по скидке в Steam (исключительно в целях развлечься) и сыграв партейку, он не только не пробил очередное дно безделия, но и заинтересовался тем, из-за чего у каждой нации были определённые бонусы, что мотивировало его сначала погуглить, а затем пойти в библиотеку и взять историческую литературу. Так, постепенно, он воспитал в себе глубокую заинтересованность и учился уже с удовольствием.

Шаг 2: Образ мышления, направленный на развитие.

Далее, за неимением красивых аналогов в русском языке или необразованностью автора и неумением их подобрать, образ мышления, направленный на развитие = growth mindset, ограниченный, фиксированный образ мышления = fixed mindset.

Некая Carol Dweck в своей книге "Mindset: The New Psychology of Success" (Образ мышления: новая психология успеха) сравнивает людей с fixed mindset'ом: они уверены, что талант и ум неизменны с течением времени (я был рождён таким!) и людей с growth mindset'ом: они уверены, что всё можно изменить и развить с помощью работы над собой.

Автор наглядно демонстрирует, как образ мысли играет огромную роль в твоей заинтересованности в учёбе, особенно, когда она становится сложной. В своём исследовании Carol следила за студентами медицинского вуза, у которых был курс химии. Средний балл по этому курсу был 3+ и он был одним из тех, которые созданы только для того, чтобы отсеивать неугодных для выполнения священной профессии доктора ( унижать тебя и доводить до депрессии). Carol пишет:

Большинство студентов студентов в начале были достаточно сильно заинтересованы в химии. Однако в течении семестра кое что произошло. Студенты с fixed mindset'ом были заинтересованы только когда у них всё получалось. Когда что-то казалось трудным, наблюдалось сильнейшее падение интереса и удовольствия от учёбы. Если что-то не было доказательством, утверждением их интеллекта, они не могли этим наслаждаться.
С другой стороны, студенты с growth mindset'ом продолжали показывать одинаково высокий уровень заинтересованность даже когда работа казалась им серьёзным испытанием. Вызов и интерес шли рука об руку. (Challenge and interest came hand in hand)

Поэтому, товарищи студенты, постарайтесь изменить своё восприятие пар. Это не тесты и уравнения, с помощью решения которых вы показываете окружающим свой уровень знаний (или не знаний), а череда возможностей для развития. Возможностей учиться, расти, и, да, иногда терпеть неудачи, однако возвращаться и преодолевать их, приобретая бесценный опыт. Этот образ мысли относится ко всему. Если вы сможете его развить, то увидите, что каким бы предметом вы не занимались, он будет более увлекательным и интересным.

Шаг 3: Совместные занятия.

Ещё один способ сделать учёбу более весёлой и интересной - заниматься с партнёром (нет, не тем, чем вы подумали). Однако, все вы наверное понимаете, что это палка о двух концах. Всё может очень быстро пойти совсем не так, как планировалось. И здесь есть 2 главные ловушки:

1. Учёба с неподходящим человеком. Не занимайтесь вместе с такими же оболтусами как и вы: здесь минус на минус не даёт плюс, а даёт минус два. Вы будете отвлекать друг друга и не только усилите свою прокрастинацию, но и выведете её на новый уровень, пробив очередное дно. Вы наверняка пытались учиться вместе со своими соседями по комнате в общаге (не тараканами) и наверняка это всё заканчивалось игрой в доту под пиво.

2. Учёба с человеком, который сильно выше вас уровнем. Он будет делать всё так быстро и так много, что по итогу вы будете просто смотреть за его решениями и никогда по настоящему не научитесь решать сами.

Поэтому, если вы собираетесь прибегнуть к этому способу учёбы, вам нужно найти человека, который не только постоянно сфокусирован на работе, но и который будет стараться обеспечивать ваше и своё полное понимание перед тем, как идти дальше.

Шаг 4: смена обстановочки.

Цель: сделать обстановку, в которой вы учитесь, менее раздражающей и отвлекающей для достижения большего удовлетворения от процесса. Есть несколько способов это сделать, например:

1. Найдите плейлист для учёбы, который вам нравится слушать, но он вас не отвлекает. Например, попробуйте Ultimate Study Music Playlist.

2. Найдите любимое место для учёбы. Однозначно хорошо сработает библиотека в вашем вузе или любая другая библиотека: сложно (но мне удавалось) запустить steam на ноутбуке, когда все вокруг учатся, работают или просто читают. Никто не отвлечёт вас пылесосом или ремонтом, а кроватка и холодильник не будут так манить к себе. Так же для особо модных юных леди и их кавалеров подойдут кофешопы, коворкинги и прочие заведения с такими современными названиями, где люди якобы работают.

3. Поставьте рядом хороший напиток. Только, пожалуйста, не Балтику 7-ку (есть же Жигулёвское по акции). Заварите себе хорошего чайку и попивайте во время работы, будет меньше гореть от сложных примеров. На самом деле ценность данного процесса больше в ритуале: у вашего мозга со временем употребление этого напитка будет ассоциироваться с работой и так будет проще себя заставить сесть: просто нальёте чаю и уже как-то само пошло.

Шаг 5: маленькие награды.

Потерпите, уже почти конец.

Если вы хотите заниматься с удовольствием, вам нужно придумать себе какие-нибудь маленькие награды за выполнение этих самых заданий. Ваша мотивация к работе над конкретной задачей во многом определяется наградой за её выполнение.

С глобальным процессом образования в вузе есть достаточно понятная и очевидная награда: будете зарабатывать хорошие оценочки, бабушка похвалит, получите диплом, станете успешным и перспективным специалистом (нет), по крайней мере не будете ночевать на теплотрассе.

Но это не должно быть единственной наградой, которую вы себе даёте. Вы можете так же создать множество наград, которые к примеру будут стимулом сделать домашнюю контрольную или попросту позаниматься ей какое-то время. Все наверное видели эту картинку:

Дочитываете до определённого места и съедаете мишку. Бедные мишки.
Дочитываете до определённого места и съедаете мишку. Бедные мишки.

Может для кого то это и сработает, но лично я скорее всего бы сразу безжалостно съел всех ничего не подозревающих медвежат и закрыл книгу. Поэтому, в большинстве случаев эти награды должны быть в виде какой-то активной деятельности приносящей вам удовольствие и веселье. Например, разрешить себе погулять с друзьями или поиграть в Лигу Легенд, что-то не такое глупое, как полистать ленту VK или Instagram. Так же важно заранее планировать все детали этих маленьких наград. Как пишет Piers Steel в своей книге " The Procrastination Equation" (Уравнение прокрастинации)

Награды мотивируют сильнее, когда они спланированы заранее, потому что они создают приятное ожидание, предвкушение. Вы, где-то далеко, в глубинах своей головы понимаете, что как только вы закончите заниматься, вы займётесь чем-то весёлым и приятным. И это увеличит вашу мотивацию заниматься лучше во время сеанса учёбы.

Bonus point: важное замечание.

Большинству, это, конечно, покажется очевидным, однако не отметить этого нельзя. Прочтение данной статьи ничего не меняет в вашей жизни. Вам нужно долго и упорно работать над каждым шагом, обдумывать его, и только тогда у вас может появиться какой-то интерес к учёбе и удовольствие от процесса.

The End.

Данная статья является переводом и адаптацией к суровым русским реалиям видео "How to Make Studying Fun (or at Least Less Boring)" на канале Thomas Frank. Там ещё куча всего интересного, обязательно подпишитесь и посмотрите. Так же у Crash Course вышел плейлист "Crash Course Study Skills", где в главной роли так же Thomas.

Ну а для тех, у кого нет возможности смотреть эти видео, есть ещё один прекрасный совет: подписывайтесь на канал "Смирись и учись", ставьте лайки, здесь будет ещё много интересного.

Смиритесь и учитесь, коллеги!