Семь безмятежных японских садов

19.05.2018

Sophie Walker не довольствуясь тем, что она известна как молодой ландшафтный дизайнер, проектирующий сады для цветочного шоу Челси, выпустила книгу под названием "Японский сад" (издательство Phaidon ) с текстами художников Аnish Kapoor, Lee Ufan и архитекторов John Pawson,Tadao Ando. Книга невероятна по красоте и спокойствию, характерному садоводческой традиции страны.

1. Сад-музей Адачи в Ясуги, 1970.

Сад-музей адачи, Ясуги, 1970 . © Malcolm Raggett
Сад-музей адачи, Ясуги, 1970 . © Malcolm Raggett

Основал сад-музей в 1970ых годах Дзенко Адачи.

Дзенко Адачи видел его как живую картину с шестью слоями, отражающими китайский пейзаж династии Сун. Сад подчеркивает японскую Синтоистскую любовь к камню, ставящую его выше всех других материалов. Со времен неолита многие священные территории Японии были основаны на природных скалах. Iwakura (дух скал) и iwasaka ( скальные места) обозначают границы священных пространств.

2. Тайзо-ин в районе Миошин-Джи, Риндзай, Киото, 1404.

Тайзо-ин  в районе Миошин-Джи© Akira Nakata
Тайзо-ин в районе Миошин-Джи© Akira Nakata

Предполагается, что Тайзо-ин был разработан знаковым художником Киото начала XVI века Кано Мотонобу, который был членом школы Кано. Наряду с созданием новых технологий в каллиграфической живописи, Мотонобу был известен своими пейзажами и портретами. Сад обретает свой истинный смысл во время сезона цветения вишни. Говорят, что краткое цветение, является красивой и точной метафорой быстротечности жизни.

3. Таварая Рекан, Киото, около 1700.

Таварая Рекан, Киото© Sophie Walker
Таварая Рекан, Киото© Sophie Walker

Сад Таварая Рекан расположен при Императорском дворце (резиденция королевской семьи до 1870 года). Он символизирует очищение пространств находящихся в синтоистских святилищах. В парадном дворике растет апельсиновое и вишневое дерево, мост через пруд ведет к небольшому острову. Ручей, находящийся в тени когда-то был излюбленным местом придворных для занятий поэзией.

4. Генко-ан, Киото, начало периода Эдо.

Генко-ан, Киото© Akira Nakata
Генко-ан, Киото© Akira Nakata

В философии Дзэн вселенная может быть сведена до трех форм - квадрата, круга и треугольника. Сад Генко-ан был разработан для просмотра из окон, которые отражают эту философиюДзэн. Квадратное окно иллюзорности отражает единственную точку зрения "я" (всегда наблюдающую), в то время как круглое окно просветления не имеет ни начала, ни конца и смотрит во все стороны. Третья позиция посетителя образует треугольник.

5. Кеннин-дзи, Киото, 1202.

 Кеннин-дзи, Киото © Sophie Walker
Кеннин-дзи, Киото © Sophie Walker

Кеннин-дзи - старейший храм Дзен-буддизма в Киото. Он является местом расположения двух садов: "Геометрический" и "Шум морского прилива ".

«Геометрический» сад. Свиток Сэнгая «Круг, треугольник и квадрат» и его воплощение в садовом дизайне.
«Геометрический» сад. Свиток Сэнгая «Круг, треугольник и квадрат» и его воплощение в садовом дизайне.

«Геометрический» сад. В английских источниках этот сад известен под названием «Вселенная» («Universe»). Сад разбит напротив жилых помещений настоятеля храма. Дизайн сада повторяет идею известного каллиграфического свитка «круг-треугольник-квадрат» работы Сэнгая Гибона. Сэнгай Гибон (仙厓義梵, 1750 — 1837) — японский буддийский монах школы Риндзай и художник. Он получил известность благодаря своим полным парадоксов сочинениям, а также писанным тушью картинам (техника суми-е). Так как учение Риндзай было особо трудным для понимания непосвящённых, монах в своих писаниях старался, по возможности, облегчить и объяснить сложные моменты. Наиболее известной картиной работы Сэнгая является свиток «Круг, треугольник и квадрат». Он имеет несколько подтекстов. Так, в Японии эти изображения рассматривают как «правильно», «наполовину правильно» и «неправильно», соответственно. Кроме этого, знаки олицетворяют собой стихии: круг — воду, треугольник — огонь, четырёхугольник — землю. И, наконец, идея того, что наш мир представлен именно этими формами.

Чо-он-тей
Чо-он-тей

Чо-он-тей (Cho-on-tei) - сад, название которого переводится как «шум морского прилива». Расположеный за Главным Залом, он является замечательным примером простого и утонченного сада Дзэн. Три центральных камня «San-Zon-Seki”, символизируют Будду и двух дзэн-буддийских монахов. Здесь же находится камень Zazen-Seki для сидячих медитаций. Автор расположил композицию таким образом, что в каком бы месте ни находился посетитель, ему всегда будет казаться, что это и есть основная точка для созерцания.

Дзенские священники прошедших дней, которые в рамках своей аскетической практики занимались искусством ландшафта, ввели геомантические принципы в Японский сад, согласно которым, установка камней, имеет силу влиять на состояние людей, влиять на движение Земли и даже отгонять зло; неправильное использование камней может привести к болезням и неудачам. Камни в саду под открытым небом Кенни-джи отражают приливные волны и проточную воду.

6. Сисэндо, Kyoto, 1641.

Сисэндо.  Kyoto© Sophie Walker
Сисэндо. Kyoto© Sophie Walker

Сисэндо, или как его называют "Приют поэтов", построил Исикава Дзёдзан в северных предгорьях Хагасиямы, в Киото в 1641 году. Рожденный в семье самураев, он с 16 лет служил сёгуну Иэясу Токугава. В 33 года он покинул службу и занялся изучением классической китайской поэзии и, как бы мы сказали сейчас, ландшафтным дизайном. В Киото он поселился в 59 лет, и здесь он построил дом и сад, которые получили название «Приют поэтов» из-за портретов 36 китайских поэтов, собранных хозяином дома.

Впоследствии здесь стал располагаться дзэнский храм. 

Сисэндо демонстрирует, как школы буддизма изучали сад как инструмент религиозного обучения, практики и созерцания.

One must become the way the garden feels”.

Haraada of Tofuku-ji

7. Музей современного искусства Кахицукан, Киото, 1981.

Музей современного искусства Кахицукан, Киото © Sophie Walker
Музей современного искусства Кахицукан, Киото © Sophie Walker

Музей современного искусства Кахицукан это современное пространство, спроектированное Kajikawa Yoshitomo с Akenuki Atsushi, внутри которого расположен сад. Дизайн сада нарочито прост. Он сформированиз мха, двух камней и деревца клёна, которое растает из пола и тянется до крыши здания.