Семь безмятежных японских садов

Sophie Walker не довольствуясь тем, что она известна как молодой ландшафтный дизайнер, проектирующий сады для цветочного шоу Челси, выпустила книгу под названием "Японский сад" (издательство Phaidon ) с текстами художников Аnish Kapoor, Lee Ufan и архитекторов John Pawson,Tadao Ando. Книга невероятна по красоте и спокойствию, характерному садоводческой традиции страны.

1. Сад-музей Адачи в Ясуги, 1970.

Сад-музей адачи, Ясуги, 1970 . © Malcolm Raggett
Сад-музей адачи, Ясуги, 1970 . © Malcolm Raggett

Основал сад-музей в 1970ых годах Дзенко Адачи.

Дзенко Адачи видел его как живую картину с шестью слоями, отражающими китайский пейзаж династии Сун. Сад подчеркивает японскую Синтоистскую любовь к камню, ставящую его выше всех других материалов. Со времен неолита многие священные территории Японии были основаны на природных скалах. Iwakura (дух скал) и iwasaka ( скальные места) обозначают границы священных пространств.

2. Тайзо-ин в районе Миошин-Джи, Риндзай, Киото, 1404.

Тайзо-ин  в районе Миошин-Джи© Akira Nakata
Тайзо-ин в районе Миошин-Джи© Akira Nakata

Предполагается, что Тайзо-ин был разработан знаковым художником Киото начала XVI века Кано Мотонобу, который был членом школы Кано. Наряду с созданием новых технологий в каллиграфической живописи, Мотонобу был известен своими пейзажами и портретами. Сад обретает свой истинный смысл во время сезона цветения вишни. Говорят, что краткое цветение, является красивой и точной метафорой быстротечности жизни.

3. Таварая Рекан, Киото, около 1700.

Таварая Рекан, Киото© Sophie Walker
Таварая Рекан, Киото© Sophie Walker

Сад Таварая Рекан расположен при Императорском дворце (резиденция королевской семьи до 1870 года). Он символизирует очищение пространств находящихся в синтоистских святилищах. В парадном дворике растет апельсиновое и вишневое дерево, мост через пруд ведет к небольшому острову. Ручей, находящийся в тени когда-то был излюбленным местом придворных для занятий поэзией.

4. Генко-ан, Киото, начало периода Эдо.

Генко-ан, Киото© Akira Nakata
Генко-ан, Киото© Akira Nakata

В философии Дзэн вселенная может быть сведена до трех форм - квадрата, круга и треугольника. Сад Генко-ан был разработан для просмотра из окон, которые отражают эту философиюДзэн. Квадратное окно иллюзорности отражает единственную точку зрения "я" (всегда наблюдающую), в то время как круглое окно просветления не имеет ни начала, ни конца и смотрит во все стороны. Третья позиция посетителя образует треугольник.

5. Кеннин-дзи, Киото, 1202.

 Кеннин-дзи, Киото © Sophie Walker
Кеннин-дзи, Киото © Sophie Walker

Кеннин-дзи - старейший храм Дзен-буддизма в Киото. Он является местом расположения двух садов: "Геометрический" и "Шум морского прилива ".

«Геометрический» сад. Свиток Сэнгая «Круг, треугольник и квадрат» и его воплощение в садовом дизайне.
«Геометрический» сад. Свиток Сэнгая «Круг, треугольник и квадрат» и его воплощение в садовом дизайне.

«Геометрический» сад. В английских источниках этот сад известен под названием «Вселенная» («Universe»). Сад разбит напротив жилых помещений настоятеля храма. Дизайн сада повторяет идею известного каллиграфического свитка «круг-треугольник-квадрат» работы Сэнгая Гибона. Сэнгай Гибон (仙厓義梵, 1750 — 1837) — японский буддийский монах школы Риндзай и художник. Он получил известность благодаря своим полным парадоксов сочинениям, а также писанным тушью картинам (техника суми-е). Так как учение Риндзай было особо трудным для понимания непосвящённых, монах в своих писаниях старался, по возможности, облегчить и объяснить сложные моменты. Наиболее известной картиной работы Сэнгая является свиток «Круг, треугольник и квадрат». Он имеет несколько подтекстов. Так, в Японии эти изображения рассматривают как «правильно», «наполовину правильно» и «неправильно», соответственно. Кроме этого, знаки олицетворяют собой стихии: круг — воду, треугольник — огонь, четырёхугольник — землю. И, наконец, идея того, что наш мир представлен именно этими формами.

Чо-он-тей
Чо-он-тей

Чо-он-тей (Cho-on-tei) - сад, название которого переводится как «шум морского прилива». Расположеный за Главным Залом, он является замечательным примером простого и утонченного сада Дзэн. Три центральных камня «San-Zon-Seki”, символизируют Будду и двух дзэн-буддийских монахов. Здесь же находится камень Zazen-Seki для сидячих медитаций. Автор расположил композицию таким образом, что в каком бы месте ни находился посетитель, ему всегда будет казаться, что это и есть основная точка для созерцания.

Дзенские священники прошедших дней, которые в рамках своей аскетической практики занимались искусством ландшафта, ввели геомантические принципы в Японский сад, согласно которым, установка камней, имеет силу влиять на состояние людей, влиять на движение Земли и даже отгонять зло; неправильное использование камней может привести к болезням и неудачам. Камни в саду под открытым небом Кенни-джи отражают приливные волны и проточную воду.

6. Сисэндо, Kyoto, 1641.

Сисэндо.  Kyoto© Sophie Walker
Сисэндо. Kyoto© Sophie Walker

Сисэндо, или как его называют "Приют поэтов", построил Исикава Дзёдзан в северных предгорьях Хагасиямы, в Киото в 1641 году. Рожденный в семье самураев, он с 16 лет служил сёгуну Иэясу Токугава. В 33 года он покинул службу и занялся изучением классической китайской поэзии и, как бы мы сказали сейчас, ландшафтным дизайном. В Киото он поселился в 59 лет, и здесь он построил дом и сад, которые получили название «Приют поэтов» из-за портретов 36 китайских поэтов, собранных хозяином дома.

Впоследствии здесь стал располагаться дзэнский храм. 

Сисэндо демонстрирует, как школы буддизма изучали сад как инструмент религиозного обучения, практики и созерцания.

One must become the way the garden feels”.

Haraada of Tofuku-ji

7. Музей современного искусства Кахицукан, Киото, 1981.

Музей современного искусства Кахицукан, Киото © Sophie Walker
Музей современного искусства Кахицукан, Киото © Sophie Walker

Музей современного искусства Кахицукан это современное пространство, спроектированное Kajikawa Yoshitomo с Akenuki Atsushi, внутри которого расположен сад. Дизайн сада нарочито прост. Он сформированиз мха, двух камней и деревца клёна, которое растает из пола и тянется до крыши здания.