Утонченная повседневность Японии.

25.06.2018

Запросы человека не исчерпываются пассивным восприятием произведений профессионального искусства. Неизбежно возникает потребность в общении людей в атмосфере искусства, потребность в творческом участии в ритуале общения. В Японии формы такого общения весьма многообразны. Эта своеобразная сфера бытовой культуры включает любительское творчество, так называемые изящные развлечения: чайную церемонию, икебану, традиционное стихосложение, комбинирование ароматов, игру на музыкальных инструментах, пение и танцы, устные рассказы и т.д. К ней же относятся мода в одежде и декоративное оформление предметов, связанных с повседневной жизнью: вазы, чаши и коробочки для чая, сделанные из бронзы, лака, фарфора, бамбука и керамики.

Чайная церемония. XIX век.
Чайная церемония. XIX век.

Историческое развитие культуры характеризуется расширением набора каналов связи и общения между людьми. Одним из культурных завоеваний японских горожан в момент перехода от средневековья к новому времени, было освоение заимствованного в дзенских монастырях и по-своему осмысленного ритуала чайной церемонии. Чаепитие было широко распространенной формой общения между людьми в разных социальных сферах — от императорского двора и окружения сёгуна до простого народа, и каждый из слоев общества видел в этом ритуале свой смысл и по-своему оформлял его.

Существенно то, что повседневная культура: искусство аранжировки цветов (икебана), церемония чаепития и др. были пронизаны эстетикой, красотой, пониманием в духе дзен-буддизма. Из дзэновской концепции непостоянства всего существующего, эфемерности и призрачности жизни следует, что все кратковременное тесно связано с понятием прекрасного. Недолговечное текущее мгновение (цветение вишни и опадание ее лепестков, испарение капель росы после восхода солнца с поверхности листа) отливалось в особую эстетическую - форму.

В соответствии с этим жизнь человека считается тем прекраснее, чем она короче и ярче прожита.

Для японца мир явлений выступает абсолютом, то есть при таком мировосприятии "конечной реальностью является "здесь и теперь". Иными словами, время для японского мышления всегда есть "теперь", что эквивалентно "вечности", поэтому понятно утверждение японского специалиста в области дзэн-буддизма Д. Судзуки, что "дзен не знает времени, и поэтому для дзэн не существуют ни начала, ни конца мира".

Дайсэцу Судзуки
Дайсэцу Судзуки

Сильное влияние концепции времени в дзэновской модификации видно в литературе, драме (Но, баллада-драма), живописи (монохромная, портрет), архитектуре (храмы, бумажные окна, чайные домики), прикладном искусстве (лакированные шкатулки, ширмы, экраны), в повседневной жизни (чайная церемония, искусство аранжировки цветов - икебана и морибана, искусство комбинирования ароматов, каллиграфия и пр.) и в воспитании японца, особенно путем приобщения его к боевым искусствам (дзюдо, карате-до и т.д.).

Функции сохранения и передачи традиционной культуры последующим поколениям выполняют так называемые иэмото — люди, прекрасно владеющие тем или иным традиционным искусством и имеющие непререкаемый авторитет в возглавляемой ими школе. И так как многие виды традиционного искусства пропитаны религиозным духом и мистицизмом, то занятия ими приобщало человека к чему-то иррациональному и божественному.

Список литературы

1. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979
2. Кирквуд К. Ренессанс в Японии. М., 1988
3. Конрад П.И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М., 1980
4. Преображенский К. Как стать японцем. М., 1989
5. Примаков В.Л., Ладанов И.Д. Японцы. М., 1983

Леонард Фудзита - японский художник с уникальной судьбой

Семь безмятежных японских садов

Ёсано Тэккан о любви