Салехард - Игарка."Мёртвая дорога"

15.05.2018

Салехард - Игарка."Мёртвая дорога" или Сталинская, как её назвали в последствии. Однопутная ж/д протяжённостью в 1300 км с разъездами через 9-14 км и через 40-60 км станции. Всего 106 разъездами 28 станций. К 1953 году, было построено полностью где-то 700 км.Скорость строительства дороги шло 100 км в год. В итоге эта "дорога смерти" была заброшена, но чуть ли не под каждой привезённой шпалой, лежал труп заключённого. А справедливо ли был осужден человек или нет, это мало кого интересовало. Строили дорогу заключённые ГУЛАГа. Секретность стройки была полная.

Проблем с прокладкой дороги было не мало, это и климат и 10 месяцев зимы. Но так же дорога должна была пролечь, через множество мелких рек и крупных, вечная мерзлота, а чуть потеплело сразу болото. Грунт начинает плыть, плюс тьма все возможных мошек и разных кровососущих. Через небольшие реки, строились или бетонные или деревянные мосты. Через крупные реки строились деревянные паромы. Зимой переправлялись по льду, который искусственно наращивали поливая водой и чтоб в лёд вмерзали шпалы.

В системе ГУЛАГа было больше 290 тысяч заключённых, среди которых были лучшие инженеры. Ещё только были изыскания, а эшелоны с зеками уже спешили к месту. На главных участках дороги, располагались лагеря через 500 км. В начале зеки огораживали себя колючкой, строили землянки затем бараки.

Так же вдоль трассы, через 5-10 км строили лагеря, которые стоят ещё и в наши дни почти разваленные временем. Бежать от туда было просто бессмысленно. Путь на волю был к Енисею, потом 1700 км вверх до Красноярска. Или 700 км до устья Енисея от туда до Дудинки и Норильска, а они так же строились зеками и усиленно под охраной.

Технику с зеками, завозили на океанских "лихтерах" по воде с севера. Когда дорогу прекратили строить, то технику там и бросили. Вывозить было не рентабельно, так она там и осталась по сей день.

Земляные работы выполнялись в ручную. Грунт который был не пригоден возили тачками. Набирались целые составы и их высыпали в болото, как в прорву бездонную. А те насыпи, что были готовы под колею, всё время оползали и требовалась подсыпка. Камень и крупный песок по зернистости, завозили с Урала. Так стройка и продвигалась без остановки.

В 1953 году, когда вождь народов ушёл в мир иной, провальный проект- стройку скоропостижно свернули. Но 300 000 тысяч людей, там и остались на вечно. Позднее, не значительную часть техники вывезли.

Подписаться.