Этика деловых отношений!

Виды

Если говорить конкретно об этике деловых отношений, то она состоит из нескольких направлений.

  • Этика обращения к человеку. У каждой компании она своя. От этого зависит формирование имиджа каждого сотрудника, взаимосвязь его с другими сотрудниками, его назначение и роль в коллективе. В компаниях по-разному приветствуют руководителей в зависимости от корпоративной культуры. Например, в современных стартапах принято общаться с руководителем на «ты», представлять не по имени и отчеству, а только по имени или прозвищу.
  • Этика визитной карточки. Это одна из составляющих этики деловых отношений. Предметом такой этики является обычная визитка. В России не так давно стало принято обмениваться карточками при знакомстве. В каждой корпоративной культуре приняты свои варианты создания и обозначения визитных карточек – где-то нельзя указывать свою должность, а где-то, наоборот, многим даже разрешено обозначать на визитке свои достижения.
  • Этика одежды и манеры общения. Это тоже входит в этику деловых отношений. В трудовом коллективе у мужчины и женщины разные нормы и правила корпоративного гардероба и макияжа. В большинстве компаний они прописаны в специальном кодексе. Например, многим женщинам запрещено на работу надевать брюки, а у мужчин есть обязанность носить галстук. Про нормы общения будет сказано ниже.
  • Этика письменного делового общения. У каждой компании есть свои шаблоны для деловых писем. Даже внутриколлективная переписка во многих компаниях облагается специальными правилами и нормами.
Например, в большинстве компаний принято к коллегам обращаться на «Вы» (слово должно быть обязательно с большой буквы). Так, по мнению многих руководителей, соблюдается субординация и деловой ход разговора.

Общепринятые правила и нормы

По сути, этика деловых отношений – это система поведения, придуманная и рассчитанная аналитиками для успешного ведения бизнеса. Такая система ограничивает человека в плане дружеских и любовных связей, но открывает большие возможности в плане наработки полезных контактов. Но для любого человека характерна потребность в дружбе или неформальном общении, и подчас начальству трудно сдерживать подобные «порывы», если они проскальзывают в деловом общении.

Если деловая этика нарушена, сотрудник имеет полное право прекратить визуальный и словесный контакт с субъектом до тех пор, пока сам не сочтёт нужным продолжить диалог.

В мировой практике есть общепринятые правила, которые нужно соблюдать при общении в любом деловом обществе:

  • задавать вопросы собеседнику нужно в такой форме и с таким содержанием, чтобы они не выводили его из равновесия;
  • необходимо предоставлять собеседнику возможность спокойно высказаться;
  • любым возможным способом нужно стараться облегчить собеседнику восприятие ваших тезисов и предложений;
  • если собеседник потерял нить разговора или в беседе наступила заминка, нужно помочь ему наводящими вопросами;
  • отвечать на вопросы нужно лаконично и ясно, важно делить свое высказывание на определенные смысловые этапы – так собеседнику будет легче воспринимать вашу речь, а вот их количество не имеет значения;
  • не стоит спешить с ответом – сначала нужно убедиться, что вы верно поняли вопрос;
  • если в вопросе используются негативные, некорректные слова, выражения или понятия, это не означает, что их нужно повторять – важно помнить, что ваша речь отражает вас как работника;
  • на провокационные вопросы и сформулированные проблемы лучше не отвечать вообще или перевести разговор на того, кто задает вопрос.

Такие простые правила позволят сохранить долгие деловые отношения и хорошую атмосферу в коллективе. Соблюдающий эти нормы будет всегда воспринят обществом как воспитанный, умный и серьезный человек и сотрудник.