МАСТЕРА СЛОВА

Очередная книга из серии "Научись выступать #хорошо". Под невзрачной обложкой оказывается кладезь полезных советов на практических примерах. Что делать, как делать и почему - очень неплохо расписано. Я послушал эту книгу с удовольствием, ибо многие из советов освежил в памяти.

Весьма значительная часть книги посвящена визуализации в #PowerPoint. Но здесь я точно останавливаться не буду, ибо сам понимаю роль этого инструмента. И однозначно советую осознать её вам и овладеть этой программой. Если интересно, напишите мне - я порекомендую людей, которые научат вас хорошо делать презентации.

В книге 75 глав - по сути 75 хороших советов. Они разбиты по разделам: как излагать мысли, как их визуализировать, как вести себя во время выступления, как отвечать на трудные вопросы и прочие тонкости выступлений.

Для качественного выступления нужно вроде бы немного: понятный и логичный текст, простая и эффективная графика, демонстрация уверенности в себе и умение отвечать на сложные вопросы. Вроде понятно, однако, каждая из этих составляющая - целый мир, в котором придется съесть не одну собаку.

Можно и наверное нужно всю жизнь этому учиться. Поэтому я записал себе немного полезных советов из тех, которые мне кажутся определяющими.

1. Режьте и сокращайте свой текст для выступления. Это к правилу говорить ярко, быстро, а после сесть на место и никому не мешать.

2. Если тяжело составлять текст, начинайте с конца - вывода. Потом подойдите к нему через следствие, а к нему через причину и предпосылки. Так ваш пазл сложится, и выступление подготовить будет уже гораздо проще.

3. Хотите спойлер? Ок, не бойтесь. Раскрывайте свои или чужие секреты. Это может стать ярким элементом для аудитории.

4. Слайды - это помощники к вашему выступлению. Ни в коем случае не вы их сопроводитель. Они помогают визуально раскрывать ваши тезисы и формируют эмоциональный образ. Поэтому не больше трех строк текста, иначе "это #фиаско, братан".

5. Не заостряйте внимание на себе. Для аудитории вы не главное. Для каждого слушателя главный человек - он! Поэтому убирайте фразы вроде "Я считаю" и упрощайте речь, переводя акцент прямо на слушателей.

6. Не используйте страдательный залог. "Меня обманули" звучит паршиво. Интересней будет звучать "Я ошибся". Так честнее и откровеннее к тому же, а публика любит искренность.

7. Говорите с аудиторией на её языке. Говорите с ней о ней. Не о себе.

8. Структурируйте презентацию, то есть сгруппируйте блоки по смыслу. 3-5-10 тезисов подайте публике, она запомнит число и будет их считать.

9. Излагайте конкретные факты из жизни реальных людей. Это подкупает - вам начинают верить. Поэтому любое ваше вранье пройдет незамеченным.

10. Руки - научитесь ими говорить в унисон своей речи. Если вы говорите слово "два", то и покажите это пальцами. Это смотрится хорошо. И правдиво.

11. Выступающий обычно может волноваться и теряет чувство времени. Поэтому паузы держит плохо. Совет - поймать чей-нибудь взгляд и держаться за него. Связь глаз успокаивает, поэтому дальше всё может пойти лучше.

12. Говорите чётко и не бубните. Будьте громче и эмоциональнее нежели обычно.

13. Не тараторьте при этом. Перед выступлением разомните мышцы лица. Автор предлагает говорить, используя мышцы лица словосочетание "атлетическая артикуляция" - это позволит разогреть мышцы лица и задаст правильный темп речи. Проверьте прямо сейчас!

14. Научите свой голос бархатности. Говорите низким тембром, расправленными плечами и свободной грудной клеткой.

15. Не забывайте про использование пауз в речи - это, с одной стороны, даст слушателям возможность переварить ваши мысли, а с другой, поможет вам держать не быстрый темп выступления.

16. Если нет телесуфлера, используйте прием вертикального текста. Он заключается в том, чтобы написанную речь разбить на смысловые строки, в конце которых бы ваш тембр снижался. Это даёт понимание законченности фразы и делает её понятной аудитории. Я обычно пользуюсь этим приемом в создании презентаций, а оказывается, можно и во время выступления.

17. Если вы организовываете круглый стол, то придерживайтесь следующих правил: выступления коротки и по делу, мнения разных полюсов, интриги и неожиданности, скорость, отсутствие комфортных условий для участников. В общем, чем быстрее и острее получится круглый стол, тем дольше и чаще о нем будут вспоминать.

18. Если вы хотите стать интервьюером, то и для вас есть советы: заранее обозначьте темы, будьте непредвзяты и не проталкивайте в разговоре свою точку зрения, делайте выводы, ограничивая собеседника, вовлекайте аудиторию в разговор, делайте перекрестные ссылки. Из тех, кто сейчас мелькает на экранах, и тех, кто активно пользуется этими приемами я с удовольствием выделю Юрия Дудя. Этот парень прогрессирует феноменально, хотя и бывает порой предвзят в силу своего пока еще юношеского максимализма и относительно низкой эрудированности.

В общем, книга очень полезная, я настаиваю на её изучении всем тем, кто хочет немного продвинуться в области разговорного жанра. Ну, а те, кому нравится канал #вДудь, обязательно ставит к этому посту свой классный #лайк!