Форма воды. Дель Торо сработался бы с Беляевым

22.06.2018

Межвидовое взаимодействие
Межвидовое взаимодействие

От Гильермо дель Торо всегда ждешь сюрприза. Он или наотрез отказывается делать "как все" или же просто не может так. И снимает по своему. Я в его творениях всегда вижу сказки, они разного толка и настроения, часто не похожи между собой, но все они - сказки. В литературе, когда открываешь сказку - сразу погружаешься в её мир, любой автор уделяет своему миру огромное внимание. Вот и дель Торо что ни снимет - всё у него со своим густым, почти осязаемым миром. Это его конёк - в каждый его мир веришь. Здесь у нас мир Холодной войны, злых гэбэшников и Александра Беляева. От первой нам достались декорации американской провинции 60-х годов, эпохи ядерной и космической гонок, всеобщей истерии по Третьей мировой войне, стильных больших автомобилей, классических ценностей американской мечты и теплого лампового настроения. Гэбэшники, в свою очередь, как американские, так и советские, здесь работают на всеобщий накал обстановки, ибо никому кроме них в фильме все эти противостояния и гонки даром не нужны, обычные люди просто пытаются нормально жить. Ну а Александр Романович Беляев подарил нам историю человека-амфибии. Разумеется, это не дословный пересказ повести советского фантаста, но я не поверю, что Гилльермо не вдохновлялся его книгой "Человек-амфибия". Скорее, мы имеем вольную интерпретацию на тему Ихтиандра. Вольную настолько, что обзываться плагиатом совершенно не хочется. А вот развитием идеи назвать "Форму воды" действительно можно.

Наш Ихтиандр
Наш Ихтиандр

Итак, фильм рассказывает историю уборщицы на закрытом военном объекте высокого уровня секретности. Она - немая жизнерадостная женщина средних лет по имени Элайза. У неё есть сожитель по квартире на правах друга, подруга на работе и обыкновенная рабочая жизнь. Впрочем, обыкновенность быстро выветривается из этой жизни с появлением на базе пленённого морского существа - помеси гуманоида и рыбы. Вместе с ним в повествование вводится и главный антагонист фильма - циничный придурковатый харизматичный садист-карьерист полковник Стрикленд, новый шеф безопасности базы. Майклу Шеннону, сыгравшему данного персонажа, стоит отдать должное, ибо плохиш получился многогранный, он и страшен, и смешон одновременно, он то образцовый семьянин, усердно работающий и любящий своих детей, то отморозок, желающий причинять боль и заводящийся от вынужденной молчаливости Элайзы. Вобщем тот ещё вышел засранец, он даёт картине очень многое и является, по сути, локомотивом всего происходящего, так как именно благодаря его непопулярным действиям и решениям главным героям не раз придётся пройтись по лезвию бритвы.

Наш амфибия являет собой собирательный образ Ихтиандра, инопланетянина и мифического создания. Он почти не наделен характером и личностью, и всё же дель Торо умудрился сделать так, что за ним всегда смотришь с интересом. В целом он напоминает помесь дикого зверя и какого-то морского божества. Суть истории заключается в том, что стараниями Стрикленда зверю этому жить остаётся всё меньше, пока он не "знакомится" с Элайзой. Она проникается к человеку-амфибии симпатией и состраданием и пытается его спасти от неминуемой гибели на хирургическом столе лаборатории.

Сюжетно картина не пытается закрутить извилины зрителя на 1080 градусов и не преподносит каких-либо неожиданных твистов. Она равномерно и ненапряжно рассказывает свою порой смешную и добрую, порой жуткую и гротескную, но всегда красивую историю о необыкновенной любви и дружбе. Да-да, о "нетрадиционной" скажут многие вполне оправдано. Но всё же я не считаю, что нетрадиционность отдельных мотивов является здесь чем-то важным и перетягивает одеяло внимания на себя. Она здесь, на мой взгляд, лишь для того. чтобы добавить красочности этому миру контрастов... ну или просто слегка поддержать толерантный тренд современного Голливуда, уговорили. Скажу лишь, что каждый зритель сам для себя решит, как отнестись к этому, благо фильм не навязывает никаких ценностей и взглядов, а преобладают в нём простые человечность, дружба и любовь.

Технически всё снято великолепно, милые городские улочки, тесная, но уютная квартирка героев прямо над кинотеатром, домик злодея в стиле американской мечты, грязные и пугающие коридоры военной базы - всё сделано правдоподобно и подчеркивается шикарной работой с освещением. Малое количество примелькавшихся актеров придает свежести просмотру, все персонажи удались на славу, разные, живые и запоминающиеся. Музыкальное сопровождение великолепно, песни создают львиную долю атмосферы фильма, а работы композитора поддерживают здоровое напряжение в нужных моментах.

Повторюсь, ничего неожиданного этот фильм не дает. Он как хорошая сказка, погружает в себя, словно в воду, и, подобно Ихтиандру берет Вас за руку и неспеша показывает свой мир, делая это красиво и стильно. Наслаждайтесь.

Ставьте лайки и погружайтесь в мир моего канала ;-)