Запомнить всё: лучшие техники запоминания для английского

11 June 2018
752 full reads
1,2k story viewsUnique page visitors
752 read the story to the endThat's 61% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Одна из основных проблем при изучении английского языка — это запоминание слов. Точнее, перевод выученных слов из кратковременной памяти в долговременную. Практически каждый из нас во время учебы наблюдал такой феномен — выучив все 100 билетов за 1-3 дня до экзамена, после сдачи даже на пятерку, не помнил вообще ничего, зачастую даже название сданного предмета. На самом деле, все просто – информация была в кратковременной памяти, а так как после экзамена она уже не нужна (в большинстве случаев), то и повторять ее не нужно, а значит, она не перейдет в долговременную память. Здесь мы подходим к тому, как же запомнить все, что угодно – от конспекта до 100 слов английского – надолго. Секрет в методе интервальных повторений.

В этом нам поможет немецкий ученый Герман Эббингауз.

Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.

Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.).

В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Эббингауз установил, что:
— основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием — в этот период теряется наибольший объем материала.
— осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее (Эббингауз выучивал текст “Дон-Жуана” Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).
— с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. Это значит, что 20 повторений за день не будут намного эффективнее, чем 15.
— заучивание в целом эффективнее заучивания по частям. То есть эффективнее учить стихотворение в целом, чем по отдельным частям.
— «эффект края» — явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине;
— если испытуемый знает, что выученный материал ему пригодится, он запоминает его лучше.

Эти закономерности были дополнены: профессионал, получив новую информацию по своей предметной области, встраивает ее в уже сформированный в его сознании контекст и запоминает гораздо лучше, чем посторонний человек.

Режимы повторения для наилучшего запоминания:

Как это можно реализовать на примере заучивания слов, а лучше фраз (мы с вами уже знаем, что слово без контекста мало чего стоит, особенно, многозначное). Во-первых, вы можете установить себе на смартфон специальное приложение, которое будет напоминать о повторении слов через определенные промежутки времени (такие, как, например: Memrise, Easy 10, Upmind, AnkiUp и другие). Такой метод подойдет тем, кто много времени проводит в общественном транспорте и тем, у кого есть проблемы с дисциплиной.

Есть еще один метод с карточками, которые нужно писать от руки. У него есть целых два плюса: запись от руки заставляет работать разные отделы мозга, и информация запоминается лучше, а еще, если сделать карточки желтого цвета, то мозг тоже на таком фоне запоминает информацию лучше. Для того, чтобы систематизировать и каталогизировать карточки, вы можете положить их в отдельные коробки с надписью, когда именно нужно их вынимать и повторять слова — 1 день, 1 неделя, 1 месяц, полгода. Для заучивания слов используйте метод воронки — посмотрите на перевод, произнесите слово, посмотрите на обратную сторону - если слово сразу вспомнилось и воспроизвелось верно, откладываете карточку в сторону, если нет — в противоположную. Когда так просмотрите 20 слов, берет стопку с невыученными словами и повторяете с ними все то же самое, пока невыученных слов не останется. При повторении тоже используйте этот метод.

Что еще нужно знать о запоминании? Если вы что-то выучили в первый день, вам нужно обязательно после этого поспать, потому что только во сне информация обрабатывается и появляются новые нейронные связи. Именно поэтому учить что-то в утро перед экзаменом не особенно эффективно.

А теперь хорошие новости. Помните, мы говорили про уровни изучения языка по CEFR? Для каждого уровня существует количество слов, ему соответствующее. Вот оно:

Уровень А1: 1000 слов;

Уровень А2: 2500 слов (2000 — активный словарный запас, 500 — пассивный);

Уровень В1: 4500 (3500 — активный словарный запас, 1000 — пассивный);

Уровень В2: 7000 (5000 — активный словарный запас, 2000 — пассивный);

Уровень С1: 10 000 (6000 — активный словарный запас, 4000 — пассивный);

Уровень С2: >13 000 (>7000 — активный словарный запас, 6000 — пассивный);

Не нужно знать все слова, для того чтобы общаться на английском. Замечательно, если вы будете знать наиболее употребимые (кому-то поможет заучивание слов из частотного словаря английского), еще лучше – если дополнительно у вас будет пассивный словарный запас из книг.

В следующей статье мы поговорим о том, где брать слова, помогут ли майндкарты для запоминания лексики (ранее мы говорили только о систематизации грамматики с их помощью), работают ли мнемотехники при запоминании лексики и как выучить 100 слов за час.