Эти несерьёзные профессии...

237 full reads
441 story viewUnique page visitors
237 read the story to the endThat's 54% of the total page views
1 minute — average reading time

Приветствую дорогого читателя!

Каждый из нас наверняка слышал про обычные, "серьезные" профессии. Это такие профессии, которые всем привычны, в том числе старшему поколению. Эти профессии всем понятны и известны. Например, врач, медсестра, учитель, строитель, повар - список на самом деле огромный. Выбору такому никто не удивится, никто не покрутит у виска. А как быть, если узнаете, что человек решил стать профессиональным геймером? Иначе говоря, киберспортсменом... Недавно мне доводилось консультировать одного человека, который отрицательно отнесся к выбору своего сына. Там сын очень давно увлекается компьютерными играми. Сейчас ему почти 16 лет, и это увлечение стало перерастать во что-то большее. Парень стал участвовать в турнирах, даже какие-то небольшие сравнительно деньги ему платят. Отец считает, что такой выбор совершенно неправильный и ни к чему хорошему не приведёт. Попробуем сегодня разобрать эту ситуацию поподробнее, а заодно посмотрим и обсудим, действительно ли плохо, когда дети нас шокируют подобным выбором.

Итак, что такое киберспорт и гейминг? Ну, если очень коротко и просто, то это банальная компьютерная игра-стрелялка (чаще всего этот жанр, хотя могут быть и другие жанры игр), только со своими тренировками, турнирами, командами, да и прочей атрибутикой, присущей спорту оффлайновому (то есть, обычному, не виртуальному). Кстати, сразу еще должен поведать, что зная во что любит играть человек, а также, как именно он играет, можно очень многое рассказать о нём. Понятно, что речь идёт больше о молодых людях и детях, так как именно они увлекаются компьютерными играми. Люди более зрелого возраста - тут уже как повезет, в плане диагностики. Ну, есть еще одно замечание, что в виртуальный мир люди уходят непросто так, а чаще тогда, когда с реальным миром ужиться сложно. Впрочем, это касается и спорта обычного, и различных игр, включая настольные. Игры в таком случае играют роль самого настоящего онанизма, только интеллектуального. Здесь многое зависит от погруженности и зависимости, от длительности времени, проводимого за игрой.

Главный инструмент киберспорстмена (на самом деле - нет. Чаще дорогая клавиатура и мышь)
Главный инструмент киберспорстмена (на самом деле - нет. Чаще дорогая клавиатура и мышь)
Главный инструмент киберспорстмена (на самом деле - нет. Чаще дорогая клавиатура и мышь)

Лет 20 тому назад кто-то придумал, что давайте правила реального спорта, а также его бизнес-модель, будем применять и к миру виртуальному. Так, появилась целая отрасль, новый вид спорта и бизнеса. Одна ветвь ушла в онлайн-игры, которые думаю многие видели. Как там зарабатываются деньги создателями игр, думаю, все знают, равно как и все знают, как вообще зарабатывают авторы и издатели игр. Однако, в случае киберспорта всё несколько сложнее. Здесь выгодоприобретателями являются не столько авторы (порой даже совсем не они), сколько сами игроки. И речь не столько о внутриигровых покупках и продажах, хотя на этом тоже делаются деньги и немалые, сколько именно о состязаниях, о рекламе, об участиях в клубах. Почему-то недалёкие от темы люди думают, что игроки здесь деньги просаживают, а не зарабатывают. И вот именно здесь происходит разрыв шаблона.

Футбол и киберспорт - между ними много общего
 Linali / Cliparto
Футбол и киберспорт - между ними много общего Linali / Cliparto
Футбол и киберспорт - между ними много общего Linali / Cliparto

Киберспорт - это как футбол. Здесь есть клубы, судьи, есть рекламный рынок, есть сопутствующий бизнес (например, продажа билетов на соревнования - есть море зрителей, которые готовы такое посещать), есть экипировка - только в виде компьтерного оборудования соответствующего класса. Ну и так далее. Никого же не удивит, если сын решит стать футболистом, а дочь - звездой тенниса? Хотя аргументы против этого можно привести практически те же.

Плавно перейдем как раз к аргументам. Самый главный аргумент, для киберспорта, который можно услышать, звучит примерно так: "Кому это всё нужно и какую пользу это приносит людям?". Хороший вопрос, но такое можно задать и про спорт традиционный, да и про многие профессии тоже.

Вот какая польза от футбола прямая? Прямой пользы вообще никакой: сплошное праздношатание для зрителей, пустое занятие для участников. С другой стороны, польза косвенная есть - и она очень большая. В экономике есть такое понятие как "лишние деньги". Если все наши деньги, доходы, тратить только на самые нужные и базовые потребности, то потребуются гораздо меньшие суммы, чем есть на руках. В итоге, у каждого участника экономической системы в стране, есть на руках какая-то доля лишних денег. То же самое происходит и участников "юридических" - всякий бизнес, компании, государства, объединения и т. п. Задача экономики, если хотим роста, девать куда-то эти ресурсы. Разными хитрыми образами это происходит - отсюда берутся биржи, отсюда возник большой спорт и шоу-бизнес. Скажем, большой спорт и шоу-бизнес являются еще и одним из способов перевода денег криминальных в белые, чистые деньги - для экономики это, в принципе, выгода.

Кто еще получает выгоду? Разные производители - реклама в первую очередь. Ну и молодые люди, особенно те, кто не из крупных городов; особенно те, кому интеллектуально что-то более крутое не светит. Для них существует массовый спорт, тесно соприкасающийся со спортом большим, возможность таким образом потенциально в жизни реализоваться. Зрители - тут тоже есть польза. Во-первых, удовлетворяется их потребность в зрелищах (вспомним знаменитое "хлеба и зрелищ" в Древнем Риме), а также, во-вторых, потребность государств и общества куда-то канализировать избыток энергии, особенно деструктивной.

Выше речь шла о футболе, но абсолютно всё из этого применимо и к киберспорту. Более того, должен отметить, что киберспорт развивает довольно серьёзно мозг, реакцию и т. д. Хорошие киберспортсмены потенциально могут попасть на совершенно другую работу! Не знали? А ведь киберспорстмены прекрасно могут за счет своих навыков освоить управление реальными беспилотниками и оружием с цифровыми приставками к нему.

Думаете, киберспорт создан только для развлечения? Это еще и способ отбора операторов подобных установок в будущем!
Darkrise / Cliparto
Думаете, киберспорт создан только для развлечения? Это еще и способ отбора операторов подобных установок в будущем! Darkrise / Cliparto
Думаете, киберспорт создан только для развлечения? Это еще и способ отбора операторов подобных установок в будущем! Darkrise / Cliparto

Поэтому, нет ничего страшного в том, что ребенок увлекается играми. Да, понятно, что надо как-то контролировать время и погруженность. Нельзя допускать психологической зависимости. Однако, если кто-то из ребят стал на этом поднимать деньги, то нужно отнестись к этому с серьезностью. Тут уже главное тогда хорошо спланировать свою дальнейшую жизнь и понять, готов ли человек реально связать ближайшее время со своим увлечением; да и есть ли увлечение само, либо это просто дань моде...

В увлечениях компьютерными играми ничего плохого нет. Главное - мера!
В увлечениях компьютерными играми ничего плохого нет. Главное - мера!
В увлечениях компьютерными играми ничего плохого нет. Главное - мера!

Сами же необычные профессии не должны удивлять. Раньше, скажем, никто не понимал, для чего нужны стилисты и визажисты. Когда в 90е, после крушения СССР, появился свободный рынок, то оказалось, что многих профессий у нас не было как класса, но они очень нужны. Например, возник вакуум экономических специальностей - резко стали востребованы юристы, экономисты, бухгалтеры, переводчики, биржевые трейдеры и т. д. Тогда тоже любило старое поколение удивляться такому выбору, но тем не менее, жизнь показала, что консерватизм далеко не всегда несет пользу.

В той истории этими аргументами удалось отца убедить, т. к. у сына это было реально увлечение, которым он жил. Да, было рассказано им обоим, что есть не только прелести такого образа жизни (а серьезное увлечение - это всегда образ жизни, запомните это!), но и издержки. И все же, выбор мальчика был оценен.