Мифы в психологии: о работе полушарий головного мозга

153 full reads
330 story viewsUnique page visitors
153 read the story to the endThat's 46% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Всем привет!

Для тех, кто первый раз зашёл ко мне на канал: я психолог, пишу популярно и доступно о различных психологических явлениях, фактах; на страницах моего канала происходит разбор всевозможных тем, связанных с наукой Психологией.

В связи с тем, что на Яндекс.Дзене проводится челлендж "Развеиваем мифы", пользуюсь случаем и разбираю наиболее популярные заблуждения о психологии, психологах, психических явлениях.

Сегодня предстоит разбор популярного заблуждения о том, что есть "правополушарники" и "левополушарники", что "у творческих людей более развито правое полушарие головного мозга, а у математиков, технарей - левое". Так вот, эти утверждения - миф. Миф живучий, который много где можно встретить, даже в достаточно серьезной литературе и публикациях. Должен сказать, что этот миф, как и многие в психологии, имеет под собой некоторую почву и является скорее искажением информаци, чем полным заблуждением.

Собственно говоря, вот эти популярные схемы - предмет разбираемого мифа
Tatsiana / Cliparto
Собственно говоря, вот эти популярные схемы - предмет разбираемого мифа Tatsiana / Cliparto
Собственно говоря, вот эти популярные схемы - предмет разбираемого мифа Tatsiana / Cliparto

В чем заключается миф?

Думаю, что не открою Америки многим из вас, если расскажу о сути мифа подробнее. Он заключается в том, что некто придумал теорию о жестком и четком разделении специализации больших полушарий головного мозга. Как известно, у каждого из нас (кроме тех, у кого патология, серьезная травма, но это отдельные случаи, которые разбирать не будем) имеются два полушария мозга. Одно из них левое, а второе - правое. Они соединяются между собой так называемым "мозолистым телом" - особым образованием из нервной и соединительной ткани, связывающим оба полушария собою. Другим способом полушария напрямую никак не связаны, если только через подкорковые структуры (о них часто умалчивается в разбираемых нами сегодня теориях). Теория с заблуждениями гласит, что левое полушарие отвечает за речь, понимание текстов, логику, логические схемы, математику, письмо, символы, правила. Правое полушарие отвечает за образы, зрительные картинки, восприятие звуков, смыслов и т. п. Отчасти так и есть, но об этом я расскажу далее. Приверженцы мифа пошли дальше. Они утверждают, что из-за такой четкой специализации полушарий происходит разделение людей на тех, у кого доминирует левое полушарие, а значит они прирожденные "физики" (технари, математики и т. п.). Творческие же люди, "лирики" (художники, танцоры, музыканты), у них правополушарники.

Как дело обстоит по-настоящему?

На самом деле, всё гораздо сложнее! У полушарий головного мозга действительно есть функциональное разделение, но не так, как это принято многими считать. Разделение идёт внутри какого-то определенного психического процесса, явления. Давайте возьмём пример чтения книги. Пусть это будет чтение художественного произведения, скажем, стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. Чтение задействует такие механизмы, как внимание (за него отвечают в первую очередь I и III функциональные блоки головного мозга: фронтальные участки коры головного мозга, а также стволовые и подкорковые участки, дающие тонус, энергию), зрительное восприятие, центры речи, а также, отчасти, центры, отвечающие за звуковое восприятие и письмо. Осмысленное, качественное чтение стихотворения, а такая литература подразумевает большое количество образов, их чувствование, обработка, переживание. Здесь также требуется очень серьезное взаимодействие со всевозможными механизмами памяти. Таким образом, видим, что чтение стихотворения - очень сложный процесс, где активируются многие механизмы мозга, причем, расположенные в разных местах. Строго говоря, любой процесс нужно рассматривать не в одной проекции "левое-правое полушария мозга", а в трехмерной модели. Другие две проекции, это вертикальные связи ("кора-подкорка-ствол мозга"), а также взаимодействие "передняя-задняя части мозга". Почему-то в популярной литературе мало рассматриваются эти взаимодействия, зато много говорится в поддержку рассматриваемого сегодня мифа.

Очень условная, но всё же наглядная обобщенная схема функционального разделения мозга на крупные участки
gertot1967 / Cliparto
Очень условная, но всё же наглядная обобщенная схема функционального разделения мозга на крупные участки gertot1967 / Cliparto
Очень условная, но всё же наглядная обобщенная схема функционального разделения мозга на крупные участки gertot1967 / Cliparto

Вернемся к нашей теме. Каждый из процессов, задействующих непосредственно полушария мозга, локализуется одновременно и в левом, и в правом полушарии. Работа как бы дублируется, происходит в параллельном (это, кстати, подтверждается в случае некоторых заболеваний и травм, когда нарушается связь двух половин: возникает эффект, словно у человека одновременно два параллельных работающих мозга; этот эффект изучался и описывался нейрохирургами и нейропсихологами, в частности, такими учеными как Н. Бурденко и А. Лурия) режиме. Дело в том, что в каждый какой-то момент, "квант" времени, доминирует (читайте как "лидирует") то или иное полушарие мозга, попеременно. Это называется мозговой ассиметрией, реципрокным неравновесием. Правда, для успешности, высоких достижений в тех или иных психологических процессах, необходимо достижение реципрокного равновесия, когда оба полушария уравновешены, не доминируют друг над другом. Это тема не одной статьи, к чему еще не раз вернемся на страницах моего канала.

Обычно, у правшей преимущественно, т. е. чаще, чем другое, доминирует левое полушарие, а у левшей, соответственно, правое. Строго говоря, лево- и правополушарности существуют, но не так, как описывается мифотворцами: разделение на гемисферы, т. е. полушария, происходит в речи и ведущей стороне тела. Также, по мере развития, взросления ребёнка, сюда добавляются "волевые" процессы, за которые отвечают фронтальные зоны мозга, которые в свою очередь также делятся на левую и правую. Дублирование процессов, их локализация и слева, и справа, нужны с одной стороны, для обеспечения избыточности, а также для повышения качества самих процессов. Действительно, отчасти, возникает некоторое функциональное разделение. Допустим, восприятие и распознавание речи. Левая часть больше отвечает за привнесенное снаружи, из внешнего мира (слова, символы), а правая часть - за внутренний опыт, ощущения, образы (в случае речи, это образы и чувства, эмоции, опыт и знания после обработки их). Но даже это условно!

Как пишет известный детский нейропсихолог, Анна Владимировна Семенович, о развитии межполушарного взаимодействия, что оно:

"... стремится к созданию оптимального режима, паритетности парной работы мозга при условии их постоянной функциональной конкуренции/комплементарности, синхронности/реципрокности, взаимной активации/торможения и т. д. "

Вообщем-то, это подтверждает вышесказанное мной в той части, что полушария регулируют друг друга, обрабатывают параллельно одно и то же, но разными способами, синхронизируясь друг с другом и обеспечивая друг друга всей полнотой, сплавом, синтезом информации.

К слову об обмену информацией между полушариями. Как я уже говорил выше, обмен происходит через особое образование, соединяющее оба полушария мозга, называемое "мозолистым телом". Оно представляет собой внешне небольшую плёнку, кусок ткани, соединяющей два условно независимых образования мозга. Такие органы еще называются комиссурами (от латинского слова, обозначающего "соединять", "спаивать", "сплавлять"). Это тело формируется примерно годам к 9-10. До этого возраста тело есть, но еще не столь явно выраженное. Поэтому до 9-10 лет, у детей мозг работает по-другому, многие процессы идут органичнее и слаженнее, но не очень хорошо отрегулированны. Собственно, мозолистое тело нужно как раз для обеспечения, в первую очередь, интеграции фронтальных участков мозга, отвечающих, как я говорил, за настройку, программирование, волевое обеспечение всех психических процессов.

Про работу головного мозга мы будем говорить еще не один раз, поэтому сейчас немного прервёмся. Буду рад продолжить знакомить вас с этой темой далее, но в других статьях (сейчас не хочется разрастания текста).

Подведем итоги?

Итак, подведем итоги.

  1. Все психические процессы, как простые, так и сложные, должны описываться не в одной какой-то проекции (правое-левое полушарие мозга), а в трех: вертикальная, горизонтальная, передне-задняя
  2. Действительно существует разделение процессов на параллельные части, протекающие каждая в своем полушарии, по разным схемам
  3. Существует ассиметрия мозга, реципрокное неравновесие, доминирование одного полушария над другим в тот или иной момент времени
  4. Не существует характера, типа человека, завязанного на какое-то конкретное полушарие, т. к. все процессы требуют работы очень многих участков мозга параллельно, в оркестре
  5. Ассиметрия мозга, с делением на левую и правую стороны, существует. Деление происходит по таким процессам как речь, ведущая сторона тела ("рука"), а также работа фронтальных участком мозга (III функциональный блок). Остальные процессы сюда подстраиваются, так как речь является ведущим, ключевым психическим процессов в Высшей Нервной Деятельности