Ваша математика мне в жизни не пригодится!

344 full reads
628 story viewsUnique page visitors
344 read the story to the endThat's 55% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Так в сердцах нам говорят школьники-подростки. А мы разберем, так ли это, и что со всем этим делать

VIachaslau Vaitsenok / Cliparto
VIachaslau Vaitsenok / Cliparto
VIachaslau Vaitsenok / Cliparto

Мне приходилось и приходится много работать с детьми разных возрастов. Довольно часто, причем от ребят постарше, слышишь фразу примерно такую: "зачем мне математика? в жизни она не пригодится". Речь необязательно идет о математике, хотя не скрою, ей больше всего достаётся. Достаётся и другим предметам; кто-то выскажется так про биологию, кто-то - про историю, кто-то - про географию. Предмет может быть любой, всё будет зависеть от предпочтений подростка. Почему так бывает? Нужно ли убеждать подростка в обратном, если да, то как?

Бывает это от того, что детям не хватает мотивации для изучения предмета. Красивое объяснение, но что оно значит "на пальцах"? Мотивацию можно охарактеризовать, как некоторую энергию, заставляющую человека делать что-то. Она бывает отрицательной (например, через страх), бывает положительной. Положительная - это когда есть некие убеждения, примеры в жизни и т. п., заставляющие человека "перенаправить потоки энергии" на нужное дело, причем добровольно (а порой и с радостью). Понятие мотивации идёт еще очень близко с психологическим понятием воли. Правда, отдельные психологи не считают волю самостоятельным феноменом, говорят, что за всё отвечает исключительно настрой, мотивация, бессознательное состояние. Не будем сильно отвлекаться сейчас, т. к. в психологии очень много разных школ, которые по разному всё объясняют. Суть в том, что оба этих явления имеют конкретную мозговую природу. Есть структуры мозга (про мозг можно говорить очень много, чему посвящу еще не одну статью; здесь же нам достаточно знать, что отвечают за волю и мотивацию лобные, фронтальные структуры головного мозга), которые настраивают остальной мозг и всю нервную систему на нужное действие. У маленьких детей эти зоны развиты не очень; у подростков лучше, но может работать всё это неправильно, со сбоями, как механизм, который только запустили, он еще не притерся.

Мозг подростка - механизм, который еще полностью не притёрся
robertosch / Cliparto
Мозг подростка - механизм, который еще полностью не притёрся robertosch / Cliparto
Мозг подростка - механизм, который еще полностью не притёрся robertosch / Cliparto

Важно то, что мотивация из ниоткуда не берется. Ее должны вносить взрослые. Лично я считаю, что ответственность в том, чтобы детей интересовало что-то в этой жизни, лежит на взрослых. В первую очередь на родителях и учителях. В этом-то и проблема! В школах преподают, к сожалению, многое очень и очень плохо. Сухо и формально! Сколько не доводилось наблюдать это всё со стороны, то всегда замечаешь, что огня и задора нет в глазах учащихся - но и откуда им взяться, если у преподающих этого тоже нет. Ну и сами понимаем, что дисциплина на уроках, а точнее ее отсутствие, тоже вносят свою лепту.

Правда, это всё палка о двух концах - есть учителя харизматичные, у которых и уроки проходят интересно, и почти все дети в процесс вовлечены, даже те, которые на уроках не отличаются должной дисциплиной. Там, как правило, более-менее все всё что надо учат.

Беда современной российской школы в плохой системе. Сейчас господствует с одной стороны так называемая болонская образовательная система, с другой стороны, в обществе нет мощного и сильного заказа "на продукт", на квалифицированных и думающих личностей. Я не говорю сейчас о том, что это не нужно обществу. Обществу наличие таких личностей полезно, но оно в нем не заинтересовано по своей природе - это не тождественные понятия. У общества такая динамика, что чем меньше кто из него высовывается, тем лучше. Лидеры должны задавать нужный вектор, в чем их роль, как лидеров и заключается, кто-то даже пытается это делать, но импульсы глушатся. Ну и самое главное, это также человеческий капитал в образовательной системе. Я не хочу плохое говорить, но все же есть факты, указывающие, что учителям не хватает должной харизмы, должной подготовки (в том числе, психологической), позволяющие преподавать по-современному, интересно, живо, правильно.

Это одно сторона медали. Есть и вторая сторона, заключающаяся уже во взрослых, близких детям (родители, бабушки, дедушки). К сожалению, установки на то, что те или иные предметы в жизни совсем не нужны, исходят часто из семьи, от некоторых не особо удачных по жизни родственников. Да, допустим, художнику в его непосредственной работе не нужна математика. Хотя это спорное утверждение - художники создают красоту, как они любят говорить. При этом ведь красота имеет за собой вполне математическую природу. Часто доводилось об этом спорить с ними, кто-то даже соглашается.

При этом, художнику чисто по жизни математика очень даже может пригодиться. Например, арифметика, которая часто нужна всем. Опять же, геометрия, понятий пропорций и т. п. Сочетание цветов также объясняется математикой. Много ли про это дети узнают на уроках? Вот и мы про то же ))

Наконец, математика сама по себе во всём своём курсе может быть абсолютно каждому не будет нужна, в смысле, что не будут все эти знания использоваться. Но... Это можно сказать так про любую абсолютно профессию. Скажем, врач за свои 6-10 лет учебы получает гигантское море информации, из которых только какая-то часть относительно небольшая, оседает на "стенках мозга", образуя таким образом знание. Большая же часть навыков у них как правило чисто из практики. Но это же не значит, что теория не нужна? Очень даже нужна, тем более, бывает часто, что какие-то теоретические знания имеют такую особенность, как всплывать в нужный момент из глубин памяти.

У нас в кабинете математики висело изречение Михаила Ломоносова: "... математика полезна тем, что ум в порядок приводит...". Досконально фразу уже не помню, но ох как часто я обращал внимание на этот плакат, стоя у доски )

Михаил Васильевич Ломоносов. Из открытых источников
Михаил Васильевич Ломоносов. Из открытых источников
Михаил Васильевич Ломоносов. Из открытых источников

Математика действительно приводит в порядок ум, способствует развитию левополушарных структур мозг, логике. Без логики не будет очень многого в этой жизни. Математика хороша как разминка, как спорт для мозга. Благодаря ней, мы можем совершать поступки правильные.

То же самое касается и многих других предметов. Одни предметы дают больше практические навыки, другие - действуют как развивающие личность. Третьи заставляют думать по-другому. Другое дело, опять же, что если система образования работает неправильно, а также, если в обществе нет должного запроса, то будем получать демотивированных ребят.

Ребятам же стоит сказать следующее. Не нужно обращать внимание на тех взрослых, которые свой неудачный опыт в жизни транслируют вам, говоря, что есть предметы нужные, а есть - ненужные. Всё нужное. Весь цимес в том, как именно преподаются предметы, а также в то, есть ли у вас заинтересованность в нем, в результатах, есть ли вообще интерес и желание его учить. Создать положительную мотивацию буду пробовать и я, в пределах своих сил и возможностей, в частности рассказывая вам о том, как и где может тот или иной предмет, дисциплина, пригодиться. Поэтому, надеюсь, встретиться с вами на страницах этого блога и на своих образовательных проектах, которые будут в ближайшем времени