БМД: как гибнет боевой друг

БМД-1 (боевая машина десантная первая) — советская боевая гусеничная плавающая машина, предназначена для использования в воздушно-десантных войсках.
/Википедия/

Пару раз на День ВДВ я слышал от пьяных десантов о том, что им приходилось десантироваться в боевой машине десанта. Я за свою службу в 44 учебной и 105 ВДД ни разу этого не видел. А в 35 гвардейской оДШБр тем более. В бригаде у нас был всего один десантно - штурмовой батальон (четвертый) на БМД-1, остальные же были «пехотные». Да и техники типа АН-12 или Ил -76 для такого действа к нам не прилетало. Гибель же боевых друзей десанта – БМД (на фото) видеть приходилось.

Тот что на фото я видел уже потом, БМД при этом погибла от того что не сработала парашютная система (тип МКС-350-9) . А вот другой случай опишу.

Летом 1978 года на нашем ферганском полигоне проходили полковые учения. Сейчас уже не помню, но скорее всего выбрасывали один из парашютно-десантных батальонов. Тогда уже заговорили о том, чтобы назвать части на БМД броне-десантными, но дальше слов как мне кажется это не пошло. Короче были учения.


Мы дивизионные связисты обеспечивали связь командиру дивизии подполковнику Павлу Васильевичу Королёву. Его командный пункт находился на вышке. Я своей аппаратной П-244 т обеспечивал закрытую телефонную связь с развернутой абонентской сетью со штабами дивизии и округа (Фергана, Ташкент).

Не помню зачем меня вызвал на вышку один из офицеров отделения связи дивизии: получить втык или задачку ну не помню. Но я задержался у вышки, ибо в этот момент пошли эшелонами Ан-12 и началась массовая выброска десанта. Вышка была стационарная, кирпичная с выступающим балконом. Вот под балконом я и затихарился, там ещё стояло несколько «мелких» офицеров в полевой форме, я же в маскхалате без погони наглой рожей вполне мог сойти за одного из них.

Закурив болгарскую сигарету с фильтром, а что довольствие в 28 рублей 30 копеек позволяло мне срочному сержанту, курить не «Приму» или нищего в горах «Памир», а благородную «болгарку» с фильтром. Даже угостил ещё пару офицеров, у нас же халяву любят все. Курим.

А перед нами буквально в 100 метрах и на высоте 800-1000 метров разворачивалось красивейшее действо: голубое небо без единого облачка, вернее сотни и сотни облачков были - купола парашютов, рев множества самолётных моторов, и крупные черные точки летящих под большим куполом парашютно-реактивных систем ( ПРС П-150 ) боевых машинах. Наблюдаем как приземляются десантники, и бросая парашюты бегут к своим приземлившимся боевым машинам.

В воздухе всё меньше куполов и тут на высоте примерно 150 метров и удалении от нас на 100, от платформы с БМД отваливается один из двух шуп-контактов. С балкона донесся матерное: Пля! -слово комдива. Почему комдива, так я голос его изучил, в течение нескольких месяцев на боевом дежурстве на узеле связи дивизии. Однажды даже подслушал как его Маргелов ругал, за что и пострадал. Но это другая история, а я отвлёкся.

Буквально БМД без шуп-контакта приземляется, вернее с грохотом падает на землю. Ведь без контактного щупа парашютно-реактивная система ясен перец не запустились. Столб пыли, что удивительно для ферганской земли более на потрескавшийся асфальт схожей и из трещин верблюжья колючка.

Зеваки забыв про дисциплину побежали к ней, и я тоже. На первый взгляд она была целой. Только башня с пушкой провалилась (прогнулась) внутрь корпуса, но разглядеть поточнее нам не удалось. Подлетел УАЗ коменданта и матерным слогом разогнал нас. Ведь в это время батальон начал развертываться для наступления в другую сторону от вышки.

Учения продолжались. Мне же ещё от ротного гвардии капитана Геннадия Землянухина влетело. Он видел, как я бегал к БМД.

Потом говорили, что башня БМД провалилась на 21 см внутрь. Якобы восстановлению она не подлежала. Такая вот история гибели боевой машины.

=====

Нравится, жмите справа большой палец вверх, делитесь с друзьями и подписывайтесь на канал — будет продолжение...