Deep Purple In Rock

21 June 2018

Пробежавшись по ранним экспериментам Deep Purple в статье Deep Purple и классическая музыка и по эксперименту в золотой период в статье Классика In Rock, я уже было решил собраться с силами и написать аналитическую статью про вершину творчества группы - альбом Machine Head, но осёкся. Потому что без альбома Deep Purple In Rock и эпохальных перемен в группе непосредственно при написании этого альбома картина не сложится. Это своего рода фундаментальный камень в творчестве группы.

Итак, ситуация 1969 года такова: совершенно случайно, по рекомендации знакомого ударника, Блэкмор притащил Лорда на концерт малоизвестной, но интересной группы Episode Six. Там они увидели и услышали чрезвычайно сильного вокалиста Яна Гиллана и пригласили его на прослушивание. Тот за компанию притащил с собой басиста Роджера Гловера, чтобы продемонстрировать их собственные композиции, и оказалось, что оба новичка очень сильные музыканты, их решили взять в состав. Но с предыдущими вокалистом и басистом поступили довольно мерзко - в известность их не ставили, репетируя в новом составе тайком, и возложили ответственность за дачу им чёрной метки на менеджера группы.

Как бы то ни было, группа приступила к работе. Как раз во время этой вынужденной паузы на смене состава Лорд сочинил свой "Концерт для рок-группы с оркестром". Гиллан оказался довольно креативным и восприимчивым музыкантом и поучаствовал в создании произведения, став третьим лидером группы, фактически. После выхода альбома музыканты оказались в тупике и приуныли, пока Блэкмор не услышал... первый альбом Led Zeppelin, только что вышедший. Он произвёл на него сильное впечатление и Ричи убедил Лорда и Гиллана попробовать делать такую музыку, отойдя с классической дорожки.

Вот так и получилось, что музыканты, имея в голове классическую основу, стали совмещать её с тяжёлым блюзом, родив в итоге совершенно неповторимый стиль. Лед Зеппелин двигались в противоположном направлении, от блюзовых к классическим гармоникам - и где-то там в конце у обеих групп забрезжил будущий призрак хэви-метала, реализованный уже не ими. Одновременно трудились Блэк Саббат и Юрай Хип и каждый что-то привнёс в новую музыку

Но вернёмся в студию. Первая же композиция Speed King, родившаяся из того, что Гловер перебирал струны, наигрывая Fire Джимми Хендрикса, задала весь стиль альбома. Жёсткий хард-рок с классическими вставками в соло от Лорда и Блэкмора пришёлся по душе всем участникам и вдохновил их на дальнейшие фантазии

Следующая - Bloodsucker гораздо больше в блюзе, используются смещённые акценты, за счёт которых мелодия тянет слушателя за собой. Широченная вариативность вокала Яна Гиллана делает песню очень богатой. Но на мой взгляд всё же вокал Гиллана расцвёл к альбому Fireball, он стал настолько чистый и глубокий, что аналогов ему, пожалуй, трудно подыскать

Отдельно, конечно, надо отметить клавиши Джона Лорда. Именно он, приверженец органа Хэммонда стал законодателем мод и редкая хард-рок группа стала обходиться без клавиш (яркий пример бесклавишной группы те же Лед Зеппелин, но при записях они их непременно использовали, правда не на первых ролях, как в Дип Пёпл)

Коронной вещью с альбома стала знаменитая Child In Time, где Лорд развернулся по-полной. Песня антивоенная, текст очень короткий и основное время этой музыкальной поэмы отдано музыке. Композиция десятиминутная - Лорд любитель больших форм, чувствуется классическое образование. Вокал Гиллана тут достиг-таки высот в диапазоне. Он берёт такие верхние ноты, которые никто и никогда до него не брал. Классическое соло Джона Лорда впечатляет очень сильно, композицию, без сомнения, надо смотреть и слушать целиком

Вторая сторона альбома получилась слабее первой, но более ровной - хард-рок как он есть. К тому же создаётся впечатление, что звук более сырой, чем на первых, ударных номерах. Уж не знаю намеренно или нет группа выбрала порядок композиций, но как есть, так есть. Со второй стороны можно отметить интересный номер Into The Fire, исполненный в среднем темпе с паузами, который при всей кажущейся роковости тем не менее построен на классических гармониках.

Всё-таки как музыкантам удалось скрестить ужа с ежом - классику с рок-н-роллом - знают, наверное, только сами музыканты. А мне остаётся только в очередной раз напоминать о редкой особенности Deep Purple - построение рока на классической гармонии - именно это и есть залог их успеха, по моему скромному мнению.