Группа Cream. Свежие сливки

31.07.2018

Творчество группы Cream у любителей рока и хард-рока остаётся всегда немного в стороне, как мне кажется - сужу по себе. Возможные причины - короткий период существования коллектива, не очень высокая популярность последующих сольных проектов, особенно у самого раскрученного - Эрика Клэптона, который после такого бурного начала в 1966 году сейчас практически отошёл от рока. Ещё одна возможная причина - за три альбома группа успела наворотить столько самой разной музыки, что с трудом можно идентифицировать стиль - развития, как такового не было, а была совершенная полистилистика от первого и до последнего звука.

Трио Cream появилось в 1966 году в самый поворотный период рока и создала немало предпосылок для этого самого поворота. В состав вошли очень сильные музыканты, поигравшие до этого во многих профессиональных коллективах. Причём двое из них - отмороженный барабанщик Джинджер Бэйкер и басист Джек Брюс до этого, ещё в 1962 году играли в одной команде - Graham Bond Organization, друг друга терпеть не могли и во время прошлой совместной работы уже успели подраться на репетиции. Однако спокойный, как удав, Эрик Клэптон каким-то образом их примирил и заставил работать вместе.

Поскольку Бэйкер вообще пришёл из джаза и был донельзя харизматичным и совершенно необычным ударником (я так вообще считаю его лучшим в мире, и даже написал про него статью "Судьба Барабанщика"), а оба других были разочарованы в рамках существующего на тот момент ритм-энд-блюза, коего был сильный переизбыток в поп-музыке. В итоге музыканты с удовольствием предались экспериментам, свободе инструментальной и импровизационной формы. В данном случае на коротенький промежуток времени срослось всё сразу - антагонизм двух из трёх участников, виртуозное владение гитарой Клэптона, композиторский талант Брюса, автора большинства композиций и отрицание прежних рамок всеми тремя музыкантами.

Самое интересное, что когда группа впервые выступила на Виндзорском джазовом фестивале, то произвела фурор - ребята играли жесточайший ритм-энд-блюз, определив начало становления тяжёлого блюза в популярной музыке. Но когда вышел дебютный сингл Wrapping Paper, то публика была разочарована, поскольку то, что было представлено на сцене в корне отличалось от визитной карточки на виниле. Моё предположение - ни сами ребята, ни студия звукозаписи попросту не были готовы выпускать тот грязно-сырой тяжёлый блюзовый звук, который покорил зрителей и решили перестраховаться, выпустив довольно лёгкую, практически джазовую композицию. Я и сам был удивлён, когда уже посмотрев концерт Cream на видео как-то потом вдруг послушал эту композицию и узнал, что это дебют - как будто совершенно разные группы

И в самом деле, все три альбома Cream - Fresh Cream (1966), Disraeli Gears (1967) и Wheels Of Fire (1968) по сравнению с концертными записями слушаются, как наполовину облегчённая и прилизанная версия. Наверное и это причина того, что Cream остаются в стороне у любителей хард-рока.

Группе Cream приписывают многие новаторские изобретения. Говорят, мол, Sunshine Of Your Love чуть-ли не первая песня, где использовались гитарные хард-роковые риффы. Вроде бы это первая группа, которая на концертах растягивала свои композиции, импровизируя до бесконечности, поскольку публика не хотела их отпускать, а весь репертуар уже был переигран. Говорят, что Cream первые утяжелили блюз. Говорят, что Бэйкер - первый рок-ударник, который устраивал соло на барабанах (присущее до этого джазу) - и вот это похоже на правду, поскольку номер Бэйкера Toad с первого альбома действительно первый в таком роде. Говорят также, что Cream разбили существующую музыкальную форму "вокалист и аккомпанемент", обеспечив остальным инструментам отдельные личные места в композициях. Прежде всего это справедливо для гитарных соло Клэптона, впрочем Хендрикс уже практиковал такое в Америке, но и манера игры Брюса на басу приводила в восторг даже музыкальную критику, которая объявила, что «до Брюса понятия „басист“ и „изобретательность“ были несовместимы».

Вообще для меня Cream не очень вписываются в хард-рок потому что они играли нечто другое. Нет, атрибуты хард-рока вроде плотного громкого звука, использования гитарных риффов и структуры композиции присутствуют, но манера игры и ритмический рисунок ударника Бэйкера, наличие на альбомах менее жёстких композиций в другом жанре - это под категорию не попадает. Может быть дело в том, что Cream попали как раз на развилку? А может их музыкальный кругозор был таков. Иногда даже им приписывают мотивы психоделики - наверное затем, чтобы хоть как-то определить. Одно могу сказать, что это одно из трио, наряду с Нирваной и командой Джимми Хендрикса, которые, несмотря на усечённый состав, давали чрезвычайно мощный звук на сцене.

У меня любимая композиция - Tales Of Brave Ulysses, построенная на простых аккордах с понижением тональности, но исполнена она изобретательно, виртуозно и энергично и, очевидно, в настоящем хард-роке, образец можно сказать.

А последняя песня на последнем альбоме Goodbye, выпущенном из остатков студийных записей (там всего четыре студийные композиции, остальное концертные версии) называется Anyone For Tennis, и она вообще звучит, как акустический фолк или как поп-песня из начала шестидесятых. В общем как начали Cream с лёгкого жанра в Wrapped Paper, так им и закончили в Anyone For Tennis. И давать им звание первых хард-роковых музыкантов в мире или нет - это уж пусть каждый решает за себя сам.