King Crimson - 1973 Заливное из язычков жаворонков

В то время, как один из лидеров прогрессивного рока Pink Floyd двигались в направлении от странных, атональных и разнородных произведений к мелодическим и масштабным композициям, другие короли прогрессивного рока - группа King Crimson двигалась в противоположном направлении и к 1973 году вообще вылетела за рамки жанра.

Собственно, как таковая группа существовала практически виртуально. Неизменным вдохновителем и креативным директором был гитарист Роберт Фрипп, имеющий довольно специфическое представление о музыке. Состав вокруг него периодически менялся, но надо сказать музыкантов он брал первостатейных. К 1973 году группа в двух разных составах записала уже четыре альбома (по два на каждый новый состав). Через группу прошли харизматичный бас-гитарист и вокалист Грег Лэйк, вокалист группы Yes Иэн Андерсон и ещё куча прекрасных музыкантов, о каждом из которых есть страничка в википедии, но которые малоизвестны массовому слушателю, поскольку музыку делали довольно специфическую.

King Crimson, состав 1973-1974 годов
King Crimson, состав 1973-1974 годов

Наконец, в 1973 году Фрипп собрал блестящий состав, на мой взгляд, самый интересный состав Кинг Кримсон. Начнём с того, что в команде появился вокалист и бас-гитарист Джон Уэттон (скончавшийся, к сожалению, в прошлом году), а также из группы Yes пришёл барабанщик-авангардист Билл Браффорд. К этому времени Фрипп уже имел среди музыкальных неформалов и авангардистов высочайшую репутацию и к нему запросто могли уйти музыканты даже из успешных коллективов ради сомнительных музыкальных экспериментов. В завершение в группе оказались скрипач и виртуоз меллотрона Дэвид Кросс и в помощь к Браффорду перкуссионист Джейми Мюир, который и дал название рождающемуся в сессиях альбому - Larks’ Tongues in Aspic, "потому что по другому он называться не может"

Альбом начинался и заканчивался инструментальной заглавной композицией. Первая часть длилась тринадцать с половиной минут, вторая семь. На видео усечённый вариант этой инструменталки. Я вообще удивлён, что такое видео кто-то снимал. Группа, разумеется, с такой музыкой в число покорителей хит-парадов не входила, хотя поклонников имела предостаточно.

В композиции Larks' Tongues In Aspic более-менее структурированное по ритму шумовое начало включает всевозможные звуки всего по чему можно стучать (Мюир со свистком во рту на видео мечется по всему заднику от одного инструмента к другому, Браффорд в это время худо-бедно задаёт ритм) . Скрипичные аккорды звучат довольно истерично, но ритм поддерживают и на заднем плане Фрипп наращивает зловещую атмосферу длинными нотами на своей гитаре. Фрипп всегда играет сидя, как учёный в лаборатории. Затем в кульминации следует жёсткий хард-роковый проигрыш с асинхронным риффом с классическим набором - гитара, бас, рок-ударные. Дальше опять мелодия спускается и через какое-то время начинается соло Фриппа сыгранное мягко, но на неразрешённых и очень быстрых арпеджио, тут уже ритм вполне джазовый, удивляют стремительные пролёты Уэттона по ладам бас-гитары, практически, как по контрабасу. Потом через коротенький переходик начинается одновременное соло Фриппа на гитаре и Уэттона на бас-гитаре, причём бас выходит на передний план. Чтоб слушатель совсем не обалдел периодически звучат вполне стройные мелодические фрагменты со скрипкой, ну и заканчивается всё от форте к пьяниссимо с умирающей скрипкой.

Понятно, что музыка до чрезвычайности странная, но мне нравится. Могу сказать, что для более-менее стройного восприятия и осмысления композиции её для себя можно разбить на несколько частей, в каждой из которых главным будет один из инструментов, всё остальное это переходы между частями.

Несмотря на такой сумасшедший, казалось бы, авангард заглавной композиции на альбоме есть вещи вполне определённых жанров, правда прошедшие через неумолимый сюрреалистический фильтр Роберта Фриппа.

Так второй вещью на альбоме идёт очень красивая баллада Book Of Saturday, исполненная более, чем традиционно. Ну может быть мелодия покажется странноватой и манера игры на акустической гитаре Фриппа это, конечно, фирменный стиль. Но я поставлю для разнообразия кавер какой-то неведомой мне группы очень неплохо исполненный

Замыкает первую сторону композиция Exiles - "Изгнанники", которая начинается, как вполне себе медленная рок-песня с акцентированным ударником и скрипкой, но уже к концу второй минуты сваливается в беспорядочный набор шумовых эффектов под скрипичные ноты. Длится это недолго, опять звучит кусок традиционного медляка и идёт обычный для рок-песни припев. Всё заканчивается инструментальным проигрышем, вторящим основной мелодии песни. Гитара Фриппа в композиции почти не участвует, он аккомпанирует скрипке на синтезаторе просто в унисон повторяя мелодию

Моя любимая песня на альбоме - открывающая вторую сторону Easy Money. Вообще это вроде бы тяжёлый блюз, но очень оригинально исполненный. Ритм здесь на протяжении песни меняется бесчисленное количество раз, что не мешает присутствовать обычным элементам блюза. Причём авангардные соло Фриппа исполняются в контексте, на заднем плане звучания остальных инструментов

Замыкают альбом страшненькая и чересчур уж авангардная инструментальная The Talking Drums, которая написана всем наличным составом музыкантов. Она переходит во вторую часть Larks' Tongues In Aspic, которая уже звучит более приближённо к хард-року будучи построенной на жёстких аккордах Роберта Фриппа безо всяких шумовых отступлений. Да и можно углядеть здесь зачатки хэви-металл, особенно если смотреть поздние исполнения этой композиции

В целом Кинг Кримсон оценивать невозможно с тех же позиций, что и соратников по жанру Пинк Флойд, например. Приходится к каждому альбому подходить с новой линейкой. Я даже думаю - а может и не анализировать эту музыку, а просто слушать