Оттенки Deep Purple | Музыка и Жизнь | Яндекс Дзен
9452 subscribers

Оттенки Deep Purple

13k full reads
18k story viewsUnique page visitors
13k read the story to the endThat's 77% of the total page views
8,5 minutes — average reading time

Пятьдесят лет назад, правда уже чуть больше - в мае 1968 года был записан первый альбом группы Deep Purple. Собственно и сама группа появилась за несколько месяцев до этого. Джон Лорд и Ричи Блэкмор познакомились в декабре 1967 года, когда Ричи приехал на прослушивание в Лондон аж из Гамбурга, где жил в то время. Следом появился басист Ник Симпер, который одно время играл в одной группе с Лордом. Поиск вокалиста затянулся, одно время на прослушивание приходил Род Стюарт, но был отвергнут. В итоге в группу пришли одновременно вокалист Род Эванс и ударник Ян Пэйс, до этого выступавшие вместе в одной из лондонских групп The MI5. Всё это время проект назывался Roundabout, но поиск нового названия тоже шёл. На репетиционной базе на ферме в предместьях Лондона лежал лист бумаги, на который участники записывали названия, которые приходили в голову. В итоге там появилось словосочетание Deep Purple - его написал Блэкмор, так как это было название любимой песни его бабушки (честно говоря до сих пор не знаю чья это песня). Однако ребята не торопились менять название, а поехали на первые гастроли в Данию. Решили убить двух зайцев сразу - обкатать состав на музыкальной периферии и сменить название с Roundabout на Deep Purple в случае провала. Тем не менее ребята немного опередили события и первые гастроли в апреле 1968 года дали уже под названием Deep Purple.

Первый состав группы Deep Purple. 1968 год
Первый состав группы Deep Purple. 1968 год
Первый состав группы Deep Purple. 1968 год

А уже в мае группа записала дебютный полноформатный альбом на студии в Лондоне за одну сессию, длительностью 48 часов практически без перерыва - по крайней мере так пишут. Скорее всего это было связано с тем, что у ребят не было денег на то, чтобы оплачивать несколько сессий.

Так и появился дебютный альбом знаменитой в будущем группы Deep Purple. Поскольку группа уже приняла это название, то и с названием альбома мудрствовать не стали, а обыграли это словосочетание - Shades of Deep Purple - "Оттенки тёмно-фиолетового".

                                     Оттенки Deep Purple

Материала у ребят было катастрофически мало, я даже не понимаю зачем они стали записывать альбом уже через месяц после первых репетиций - могу предположить, что таково было решение менеджера, поскольку он чувствовал потенциал музыкантов. В итоге половина материала на альбоме - четыре композиции из восьми - принадлежат другим авторам. Из четырёх остальных песен две были написаны Лордом и Блэкмором в их первую же встречу в декабре 1967 года. Одна из них - инструментальная пьеса And the Address открывала альбом

Судя по записанному на альбоме материалу, ребята пока вообще не представляли в каком направлении им двигаться. Пока это была просто компания хороших музыкантов, которые недавно увидели друг друга впервые и пока даже не входили в творческое противоречие, как случалось позднее. Лорд имел за плечами отличную классическую фортепианную школу и опыт сессионной работы во множестве малозаметных групп. Блэкмор был прекрасным виртуозом, мастером гитары, имел склонность к риффовой подаче, как видно по первой композиции - но это пока не было основой всех композиций. То самое столкновение классического и рок-н-ролльной школы, которое впоследствии привело к появлению далеко не блюзовой гармонии в творчестве группы, случится гораздо позднее. Группе понадобилось записать целых четыре альбома, чтобы найти свой стиль и звук.

Вторая композиция с альбома наиболее известна, это песня Hush и её группа исполняла потом ещё долгое время на концертах. Композиция написана американским кантри-исполнителем Джо Саутом для другого исполнителя Билли Джо Ройала и была записана им всего год назад. Однако именно версия Deep Purple достигла наибольшего успеха среди каверов этой песни. В США сингл, выпущенный в преддверии альбома в июне 1968 года занял аж четвёртое место в хит-параде.

У Лорда была своя версия такого неожиданного успеха не очень сильной в общем-то композиции. Дело в том, что в это время в Калифорнии была популярна разновидность ЛСД под названием Deep Purple, с чем Лорд полушутя и связал успех сингла. Вообще в Британии группу до поры до времени не знали. Альбом вышел в США в июле 1968 года, а в Британии только через два месяца. Всю вторую половину года группа провела в гастролях по США уже в октябре выпустив второй альбом, который в Британии вышел только через год. В общем в штатах у ребят складывалось получше. чем на родине. Допускаю, что на родине они и выступать-то побаивались, учитывая бешеную конкуренцию в британском роке на тесном острове.

Третья песня альбома One More Rainy Day была также на второй стороне сингла с Hush. В композиции видно, что потенциал Лорда, как клавишника чрезвычайно высок. Имеют место фрагментами его фирменные проигрыши в классическом стиле, но вокал Эванса не слишком-то соответствует скрытому взрывному потенциалу инструментальной части.

Это хорошо видно по четвёртой композиции. Первая часть её называется Prelude: Happiness, она инструментальная и представляет из себя вариации Лорда на тему сюиты Николая Николаевича Римского-Корсакова "Шехеразада". Конкретно - на мелодию из первой части сюиты нашего великого композитора, которая называется "Море и Синдбадов Корабль". Вторая часть носит название I'm So Glad и известна прежде всего в исполнении группы Cream - тоже не так давно, в 1966 году.

Песня эта вообще была написана ещё в начале тридцатых годов американским блюзменом Скипом Джеймсом (он умрёт через год, в 1969, в возрасте 67 лет). Даже не обладающий могучим вокалом Джек Брюс из Cream поёт эту песню в разы мощнее и экспрессивнее, чем Род Эванс. У Рода вокал красивый, но слабый, небольшого диапазона и не имеет глубины. В общем-то было понятно, что развиваясь в своём музыкальном направлении в будущем группа Deep Purple вынуждена была избавиться от Эванса, такой вокал ей точно не подходил.

Открывает вторую сторону альбома композиция Mandrake Root - "Корень мандрагоры". Это вторая песня, сочинённая Блэкмором и Лордом в день первой встречи и она тоже была инструментальной. Придя в группу Эванс потом написал какие-то слова, но на большинстве выступлений эта композиция исполнялась без вокала. В ней и Лорд, и Блэкмор демонстрировали свои блестящие способности к импровизации и виртуозному исполнению. Эта композиция исполнялась уже и во времена золотого состава группы, иногда импровизационные пассажи так увлекали музыкантов, что песня затягивалась на четверть часа. Некоторые критики видят в этой композиции отдалённые истоки Smoke on the Water и отмечают влияние Джими Хендрикса на технику Блэкмора в этой композиции

Может быть группа и находилась под впечатлением от творчества Хендрикса, который по иронии судьбы как раз в это время предпочитал жить и творить в Лондоне, тогда как урождённые лондонцы как раз уехали в Соединённые Штаты. Вот и последняя композиция альбома, к которой я перескочу, тоже стала известной благодаря варианту от Джими Хендрикса. Это Hey Joe, которая была выпущена Джими год назад на дебютном альбоме и которая с его подачи стала своего рода блюзовым стандартом. Песня появилась тоже не так давно, в 1965 году и написал её Билли Робертс, американский музыкант. Я не знаю на что рассчитывали Deep Purple, которые записали свою версию всего через год после захода Хендрикса, его они явно не смогли бы переплюнуть. Но факт остаётся фактом - Hey Joe была записана группой и даже несколько раз исполнялась на концертах.

Гораздо получился другой кавер ещё одной знаменитой песни. Deep Purple решили перепеть не кого-нибудь, а Битлз. Напоминаю, что идёт середина 1968 года, Битлз в самом расцвете и на всех парах двигаются вперёд. Песню для кавер-версии Deep Purple выбрали неожиданную, из прежнего периода Битлз. Это Help! 1965 года рождения. Причём Deep Purple замедлили её раза в три - получилось довольно необычно и даже интересно. Ну интереснее, чем кавер-версия кавер-версии Джими Хендрикса

Зная последующую музыкальную историю Deep Purple начинаешь невольно искать намётки будущего стиля в дебютном альбоме. Их крайне мало, стиль вообще не прослеживается, но тем не менее они есть. Заметна склонность Джона Лорда к продолжительным пассажам на своём органе, видна и его манера, которая получит потом продолжение. Соло Блэкмора пока не сильно впечатляют, но владение инструментом налицо. А вот манера игры Яна Пэйса, по-моему, вообще не изменилась. Два других участника через полтора года уступят место Яну Гиллану и Роджеру Гловеру и это будет уже совсем другая история