Эдуард Артемьев Пионер мировой электронной музыки

22.06.2018

Статья из цикла Советские композиторы кино. Предыдущие статьи:

Советские композиторы кино: Сергей Прокофьев

Красная Палатка. Зацепин против Морриконе

Эдуард Николаевич Артемьев, наш знаменитый советский и российский кинокомпозитор, на самом деле был пионером электронной музыки. Это направление его увлекло ещё в 1960 году, когда электронные синтезаторы только-только появились. К этому времени он окончил уже Московскую Консерваторию - а вот поди ж ты, увлёкся таким новаторским и нетрадиционным направлением. Впрочем, Консерваторию Артемьев заканчивал по классу композиции, а это довольно широкая специализация и знания композиции годятся для всего, даже для экспериментальной музыки.

В молодости Артемьев ради экспериментов с вопросами синтеза звука и электронной музыки даже работал в одном из НИИ и представлял в 1968 году собственный фотоэлектронный синтезатор на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции.

Надо сказать, в Европе и Америке электронная музыка достигла расцвета только в середине семидесятых, что совпало и с развитием такого музыкального направления, как минимализм. Группы и композиторы, работавшие в этом направлении - Tangerine Dream, Карлхайнц Штокхаузен, Филипп Гласс стали известны много позже, хотя Штокхаузен, в частности, повлиял на звуковые эксперименты Битлз при записи новаторского альбома Revolver в 1966 году (статья об этом по ссылке).

Все эти направления в теоретическом плане мало что скажут обычному слушателю, который, чаще всего, даже не обращает внимания на такую музыку, хотя она много где звучит и используется, в том же кино, например - и в художественном, и в документальном. Но об этом разговор в другой статье, а пока вернёмся к Эдуарду Артемьеву и к его неэлектронным сочинениям.

По совету композитора Мурадели Артемьева в 1961 году пригласили на Одесскую киностудию для написания музыки к фантастическому фильму "Мечте навстречу". Оказалось, что у Эдуарда Николаевича огромный талант мелодиста, а знание основ композиции позволяет ему прекрасно ориентироваться при написании такой специфической музыки, как киномузыка. Так он потихонечку и писал музыку в том числе и к кинофильмам, пока не попал в творческую компанию молодых экспериментаторов - Тарковского и Михалковых Андрона и Никиты. Им музыкальная манера Артемьева показалась интересной и разнообразной, и с тех пор он стал бессменным автором музыки у этих режиссёров. Солярис, Зеркало, Сталкер, Сибириада, Свой среди чужих..., Раба Любви и прочие.

Вот, например, знаменитейшая основная тема из Сибириады, звучащая в кульминации фильма, яркий пример электронной музыки Артемьева

Артемьев - один из тех композиторов, который пишет не традиционную для кино фоновую музыку, а создаёт отдельные музыкальные произведения, которые становятся самостоятельными. Они неоднократно издавались и исполнялись отдельными произведениями. Нередко случалось, что на основе музыкального фрагмента из киномузыки Артемьева создавались известные песни - так стало например из музыкальной темы фильма "Родня" Никиты Михалкова - оттуда появилась песня "Полёт на дельтаплане".

Вот эта мелодия

К большому удовольствию Артемьева, к середине семидесятых в кино уже вовсю стали использовать электронную музыку, в которой Эдуард Николаевич был как рыба в воде. Вообще, надо сказать, наше советское кино использовало всегда передовые находки и новаторские идеи, несмотря на кажущуюся замкнутость политической системы.

Артемьев стал писать музыку не только для авангардных или экспериментальных режиссёров, а и для вполне себе народного кино. Например в любимом многими комедийном детективе "Сыщик" музыка, написанная Артемьевым была целиком электронной, и лишней в фильме она не стала.

Талант мелодиста позволил Эдуарду Артемьеву создать произведения, которые вышли далеко за рамки и кино, и электронной музыки. Его мелодией закрывалась Олимпиада-2014 в Сочи (а открывалась мелодией другого нашего кинокомпозитора - Зацепина). Его мелодии неоднократно обрабатывали и исполняли музыканты совершенно далёкие и от музыки кинематографа, и от электронной музыки. Вот, например, в 1999 году Гражданская Оборона отдала должное композитору и его эпохе, записав свою версию "Осенней Песни" - главной темы из кинофильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"

Современные электронщики тоже не оставили без внимание творчество своего великого предшественника и первооткрывателя и в 2002 году композиция Resurrection, основанная на музыке Артемьева из Сибириады, заняла третье место в британском хит-параде в исполнении группы PPK.

Да и симфонические оркестры в серьёзных музыкальных заведениях с удовольствием исполняют произведения Эдуарда Артемьева. Они прочно вошли в репертуар оркестров классической музыки, хотя где электронная музыка и где классическая - это разные полюса вообще.

Надо сказать и сам Артемьев не ограничивался написание популярной музыки и музыки для кино. Он писал и пишет и симфонические произведения, фортепианные сонаты, многочисленные произведения классической структуры - трио, квартеты, вокальные произведения. В общем, талантливый человек талантлив во всём. Мало кто может совместить три фактора - электронную музыку, классическую музыку и музыку для кинематографа. Обычно в лучшем случае совмещаются два фактора из трёх перечисленных. Артемьеву удалось совместить все три.

Критика, отзывы и предложения принимаются по адресу art_for_people@mail.ru

Лайки и подписчики принимаются просто так