Led Zeppelin. Блюз

Об отношениях Лед Зеппелин с рок-н-роллом было рассказано в статье в эссе Led Zeppelin. Rock'n'Roll по ссылке. Пришло время блюза.

Приверженность музыкантов этой музыкальной форме была заметна ещё на первом альбоме. Фактически Led Zeppelin I перегружен блюзами - половина песен с альбома, причём все они были из чужого материала. Dazed and Confused, You Shook Me, I Can't Quit You Baby и интересная блюзовая обработка народной песни Babe I'm Gonna Live You, где акустика сочеталась с электричеством - будущая фишка группы. Группа очень сильно переработала их в новом, тяжёлом стиле. А патриархальный блюзовый вокал Планта поднял блюзовую компоненту Лед Зеппелин на недосягаемую высоту.

Блюз был традиционным, двенадцати-тактовым, довольно сложная музыкальная форма. Но группа собиралась не на пустом месте. Джимми Пэйдж до этого играл в группе The Yardbirds, кузнице кадров, оттуда вышли Джефф Бек и Эрик Клэптон. А Пейдж даже попал на большие экраны в культовом фильме Микеланджело Антониони 1967 года Blow Up (Фотоувеличение)

Из Yardbirds в группу пришёл и Джон Пол Джонс. А Yardbirds как раз и исполняли многие блюзы, позаимствованные для первого альбома.

На втором альбоме были уже свои блюзы группы - What Is and What Should Never Be, The Lemon Song и Bring It On Home. Последняя, начинаясь в блюзовой неторопливой манере с гитарным перебором переходила в ураганный забой

Но самый свой крутой и образцовый, на много следующих поколений, блюз группа выдала на третьем альбоме. Это знаменитая Since I've Been Loving You. В это композиции есть всё - и традиционная блюзовая тоска, и идеальный хард-рок, и смена ритма, и впечатляющее гитарное соло, и, конечно, божественный вокал Роберта Планта.

Композиция далась группе довольно тяжело, работа над ней велась ещё во время записи второго альбома. Но оно того стоило. Причём на альбоме композиция звучит идеально. гораздо лучше, чем на концертах - оно и понятно, настолько насыщенную звуками, мотивами, патриархальной энергетикой песню очень трудно исполнить с листа вживую.

Эта песня определила развитие целого направления в популярной музыке - блюз-рока. Да и самих цеппелинов не оставляла в покое, по её мотивам была сочинена композиция Tear For One на альбоме 1976 года Presence.

По мере нахождения группой собственного стиля она отошла от традиционного блюзового формата. Например композиция с четвёртого альбома When the Levee Breaks это определённо блюз, но построенный на других гармониках, уже чисто цеппелиновских. То же самое можно сказать и про In My Time Of Dyin' - одиннадцатиминутная композиция с Physical Graffity

Или вот, например, типично цеппелиновская трактовка блюза в композиции Nobody's Fault But Mine уже под конец существования Led Zeppelin в 1979 году

Гармоники и форма настоящие блюзовые, но смена ритма и построение композиции далеко не блюзовые.

Тем не менее блюховые корни от ребят никуда не делись. Да и руки сами тянулись нет-нет, да и сыграть блюз. Наверное поэтому на последнем альбоме Coda есть блюз I Can't Quit You Baby с первого альбома. Цикл замкнулся