Неутомимый Бах. Или как написать 1000+ сочинений.

Иоганн Себастьян Бах, несмотря на тяжёлую бюргерскую внешность, был весьма беспокойный человек. Например у него было 20 детей от двух жён. За свою жизнь, а прожил он 65 лет, композитор сменил восемь городов в качестве места жительства.

Особое беспокойство у Баха вызывал, по всей видимости, музыкальная систематизация. Будучи щедро одарённым музыкальными талантами он, судя по всему, был одержим математическим описанием музыкальной гармонии.

В те времена ещё не существовало равномерного разбиения октавы на 12 полутонов. Хотя уже давным давно появился нотный стан из пяти линеек, диезы и бемоли, размерность такта в четыре четверти, скрипичный и басовый ключи и даже ноты стали рисовать кругленькими с хвостиками (штилями), обозначающими длительность.

Про то, кто придумал ноты читайте в моей предыдущей публикации "Кто придумал ноты?"

Рукопись И.С.Баха. Соната для скрипки соль-минор
Рукопись И.С.Баха. Соната для скрипки соль-минор

Нет, равномерное разбиение октавы на 12 частей в теории появился уже давно. В частности его описал в теории отец Галилео Галилея лютнист Винченцо Галилей ещё в XVI веке, а первым этим озаботился вообще китайский принц Чжу Цзайюй в 1584 году. Современник Баха Андреас Веркмейстер утверждал, что в "новом строе" на 12 полутонов все аккорды приобретают монотонную симметрию, что ему, кстати, не нравилось - поскольку искусственная модуляция входила в противоречие с природной чистотой натуральных интервалов. Довольно странно для немца с его врождённым орднунгом.

Тем не менее факт остаётся фактом - призрак музыкальной симметрии и порядка бродил, как видим не только по Европе. Орднунг неминуемо должен был победить просто для развития музыки

Бах был знаком с теорией Веркмейстера и, недолго думая, в 37 лет взял и написал свой "Хорошо Темперированный Клавир" - сборник из 24 прелюдий и фуг, каждая из которых игралась в одной из 12 тональностей, образованных после равномерного разбиения октавы на 12 полутонов (в миноре и в мажоре)

Но беспокойному Иоганну Себастьяну простой методической работы было мало. Во-первых, он наполнил эти произведения своей новаторской полифонией, во-вторых, абсолютно не пренебрегал модуляцией - переходом из одной тональности в другую. В третьих, в 1744 году в Лейпциге он написал и вторую часть клавира по тому же самому принципу. Вот не сиделось ему спокойно.

Вот так Бах писал-писал-писал, в перерывах между детьми и работой в церкви на органе
Вот так Бах писал-писал-писал, в перерывах между детьми и работой в церкви на органе

Самое любопытное, что за пятьдесят лет после смерти Баха (1750 год) его основательно подзабыли. Однако, стараниями Бетховена, называвшего "Хорошо Темперированный Клавир" Музыкальной Библией и стараниями неизвестного издателя, впервые напечатавшего ноты И.С.Баха в 1801 году композитор-новатор получил второе рождение, случился настоящий бум на хорошо забытую старую барочную музыку и Иоганн Себастьян Бах предстал уже в нашем времени во всём своём величии.

Что касается того - а как написать 1000 с лишним хороших произведений?

Так вот не знаю, для этого по крайней мере надо быть таким трудоспособным и беспокойным, как Иоганн Себастьян Бах.