9448 subscribers

Орган. Самый древний инструмент

2,2k full reads
4,4k story viewsUnique page visitors
2,2k read the story to the endThat's 50% of the total page views
2 minutes — average reading time

Самым древним инструментов орган можно назвать, конечно, с натяжкой. Всякие дудочки и свирели - самые примитивные духовые инструменты - появились раньше. Но удивительно то, что этот принцип - продувание воздуха через трубочки разной длины - был очень быстро реализован в статическом виде с созданием огромных конструкций со сложной механикой.

Итак, прообраз органа это так называемая Флейта Пана из добиблейских времён - несколько трубочек разной длины, соединённых друг с другом параллельно - довольно простой музыкальный инструмент, который и сейчас существует исторически на разных континентах. Оно и понятно, принцип лежит на поверхности

Орган. Самый древний инструмент

Однако светлые головы из Древней Греции во время механического бума в изобретениях придумали продувать воздух через трубочки с помощью гидравлического механизма. Так в IV веке до нашей эры в Александрии Египетской появился гидравлос - гидравлический орган и вообще первый орган в статичном виде. Придумал его греческий изобретатель Ктесибий, который конкретно занимался физикой сжатого воздуха и даже писал трактаты на эту тему. Схема действия гидравлоса проста и остроумна - ветряная мельница качает насос, накачивая воздух в металлический шар, погружённый в воду, с усилением давления воздух вытеснял воду из шара, поднимая уровень воды в окружающем сосуде, а избыточный воздух поступал внутрь трубы, поднимающейся над водой. Между ходами насоса давление воздуха в металлическом шаре сохранялось постоянным за счет воды во внешнем бассейне. Диапазон такого органа уже составлял четыре регистра, в каждом из которых было до 18 труб - получается уже больше 60 нот

Орган. Самый древний инструмент

Расцвет органного строения был не в Риме или Германии, как можно подумать, а в Византийской Империи. Там органостроение достигло расцвета настолько, что именно оттуда органы поставлялись в ту же Европу. Византийские императоры дарили по торжественным случаям органы европейским самодержцам. Орган считался в то время церемониальным атрибутом византийской, а затем и западноевропейской императорской власти. Так Византийская Императрица Ирина подарила 774 году орган Карлу Великому. королю франков, на коронацию. Это уже органы практически такие, как и сейчас, за исключением незначительных деталей

Орган из византийской виллы в Сирии, в городе Хама, IV век нашей эры
Орган из византийской виллы в Сирии, в городе Хама, IV век нашей эры

В эпоху Возрождения начали наконец строить органы и в Европе. Правда клавиши тогда были широкие, находились на расстоянии друг от друга били по ним кулаками, а не пальцами - в общем конструкция была грубовата. В XVII веке центр органостроения переместился из Италии в Германию, там органы стали строить сотнями. К тому времени и клавиши стали поменьше, и количество регистров определилось, и техника игры устаканилась.

Это уже времена Иоганна Себастьяна Баха, когда орган стал обязательным атрибутом религиозных богослужений. Музыка к этому времени уже оформилась для того, чтобы сделать последний шаг к классической музыке в той форме, которую мы сейчас имеем. Практически все композиторы того времени, включая И .С. Баха, были одновременно и мастерами по настройке органов и консультантами при их постройке - работы у них было много.

Наконец в XIX веке, благодаря французскому мастеру Кавайе-Коллю орган достиг своего законченного развития, став симфоническим органом - то есть своим диапазоном он мог соперницать с целым симфоническим оркестром. Такой орган имел семь клавиатур, 500 клавиш и 30 000 труб, включая вспомогательные. Это уже целый город, а не инструмент

Симфонический орган Кавайе-Колля в церкви Сен-Сюльпис в Париже, XIX век
Симфонический орган Кавайе-Колля в церкви Сен-Сюльпис в Париже, XIX век

Искусство игры на органе в разы сложнее, чем искусство игры на остальных музыкальных инструментах. Это уже практически работа, а не музицирование. Ведь помимо кучи клавиатур существует переключение регистров специальными затворами, существует педальная клавиатура с тремя десятками ножных педалей, существует так называемая трактура - система передаточных устройств, сконструированная таким образом, что у органа имеется своего рода "память" - комбинации регистров, заранее скомпонованные и заложенные в устройство органа — готовые, фиксированные комбинации. Каждая из которых имеет название. Целая наука

Пульт органиста
Пульт органиста

Два самых больших органа в мире находятся в США, они любят всё самое большое (7 клавиатур, 455 регистров, 33 000 труб). В Европе самый большой орган - в Соборе Святого Стефана в Баварии (5 клавиатур, 277 клавиш, 18 000 труб).

У нас самый большой орган находится не в Московской Консерватории, как можно подумать, а в Кафедральном Соборе города Калининграда, в Восточной Пруссии. Кафедральный Собор этот только недавно был восстановлен после англо-американских бомбёжек 1945 года и мне посчастливилось недавно послушать там орган, когда я ездил на матч Чемпионата Мира по футболу. Орган там, конечно, исключительный, хоть и скромнее по сравнению с самыми большими - 4 клавиатуры. 90 регистров, 6 500 труб. В частности я услышал, органист Юсупов играл на нём кантату «Carmina Burana» Карла Орфа, которая вообще-то исполняется обычно симфоническим оркестром

Можете на видео наглядно оценить насколько сложно играть на органе эту кантату - там видно, как ходят клавиши и ручные, и ножные