Простые вещи Петра Мамонова

24.06.2018

Пётр Николаевич Мамонов (1951 г. р.) был обыкновенным московским лоботрясом. Детство его прошло во дворе Большого Каретного переулка в Москве - том же самом, где десятилетием раньше взрослел Владимир Высоцкий. Институт Петру не удалось закончить по причине разгильдяйства и он работал где придётся - банщиком, редактором отдела писем в журнале "Пионер", грузчиком, кочегаром, сторожем - обычные "молодёжные" профессии семидесятых.

Тем не менее Петра жгло изнутри и он писал "для себя" пессимистические стишки, которые однажды решил исполнить под гитару своему приятелю - мажору Артёму Троицкому, с которым познакомился в дурдоме, когда косил от армии. «Это было потрясающе смешно, сильно и необычно. Маниакально-напряжённые польки-роки на одном-двух аккордах, исполненные с криками, хрипами вперемежку с молчанием» - так Троицкий охарактеризовал творческую манеру Мамонова. Мамонов посчитал это за похвалу. воодушевился и в начале восьмидесятых решил собрать группу из приятелей. Именно в этот период уже были готовы многие песенки из будущего первого альбома будущей группы "Звуки Му" (название Пётр придумал на кухне под бутылочку, перебирая слова)

В группу народ набирался не по музыкальным талантам, а по знакомству. Единственный, кто умел бренчать на гитаре, кроме Петра был его сводный брат Алексей. На бас взяли ещё одного дворового знакомца - Липницкого, который вообще не держал в руках гитары, но был хорошим собутыльником и сыном брежневского переводчика. Нот он не знал и просто нарисовал на бумажке четыре струны и обозначил когда и где какую струну дёргать. На ритм-гитару взяли того же Троицкого. А на ударные посадили Сергея 'Африку' Бугаева, который вдруг переехал в Москву из Питера. Репетировали лето на даче у Липницкого, а потом по связям Троицкого стали давать квартирники и небольшие концерты по городу, а потом и по стране.

Поведение Мамонова на сцене (а я видел его в 1987 году на концертах) отличалось небывалой эксцентричностью и наличием необычной пластики. Например при мне он делал стойку ногами вверх на микрофонной стойке. Вот как это описывал Троицкий: «Пётр оказался крайне буйным, эпилептическим шоуменом; представлял самого себя, но в немного гиперболизированном виде: смесь уличного шута, галантного подонка и беспамятно горького пьяницы. Он становился в парадные позы и неожиданно падал, имитировал лунатизм и пускал пену изо рта, совершал недвусмысленные сексуальные движения и вдруг преображался в грустного и серьезного мужчину».

Несмотря на довольно широкую к концу 80-х известность группы дебютного альбома до сих пор записано не было. Отчасти это было вызвано разгильдяйством самого Мамонова, пребывавшего в перманентном запое, котором это попросту было не нужно. Однако представитель московского рок-андеграунда Василий Шумов (группа "Центр") настоял на записи альбома и буквально запер Мамонова в студии - на самом деле запер и лишил его на какой-то период алкоголя. Итогом стал исключительный и необычный для рок-музыки двойной альбом "Простые Вещи".

Это не была рок-музыка в общепринятом тогда смысле. Были, конечно, рок-н-ролльные номера вроде "Досуги-Буги" и "Шуба-дуба-блюз", но это скорее была сатирическая подача. Мамонов целенаправленно писал очень далёкие по музыке от рок-н-ролла композиции, рок-н-ролл был в самом сценическом шоу и в подаче материала. Мамонов специально избегал рок-основы, считал это неприемлимым для свое музыки и был прав. Такой необычной музыки в довольно шаблонном русском роке никогда не было. Плюс не было никакого протеста и в текстах, а была обычная бытовуха - алкоголики, маленькие люди, тоска и метания простого человека.

Мамонов был настолько харизматичен в своей ипостаси шута горохового, что Лунгин пригласил его сниматься в фильм Такси-Блюз и справился Пётр прекрасно - да ему и играть-то не надо было ничего. С этих пор поднялась актёрская звезда Мамонова и музыка отошла немного на второй план. Звуки Му в итоге выпустили всего три альбома, но "Простые Вещи" самый лучший и показательный.

Интересна музыкальная и жанровая форма композиций с этих альбомов. Точного определения здесь нет, присутствуют элементы панка, электронной музыки, новой волны. Очень сильна роль клавишных, причём это примитивный синтезатор. Тональность почти всегда одна и та же - это минор на двух-трёх аккордах, лаконичная музыкальная структура компенсировалась мамоновским вокализом, клавишными проигрышами и сценическим действом. Каких-либо западных аналогов такой музыке вообще нет. Недаром рок-скрипач Сергей Рыженко называл мамоновские "Звуки Му" "русскими народными галлюцинациями"

Собственно альбома "Простые Вещи" вполне хватает для анализа группы. Даже если бы группа больше ничего не записала, этого было достаточно. Это энциклопедия Петра Мамонова и его вИдение популярной музыки