Самая прекрасная негритянка 18 века

Что происходит, когда холодный классицизм сталкивается с такой необычной для себя темой? Весьма любопытные произведения искусства, которые воздействуют и за счет эффекта "холодно-жарко".

Marie-Guillemine Benoist - Portrait d'une negresse, 1800

Эта картина с изображением неизвестной негритянки написана французской художницей, ученицей Давида (что видно по стилистике). Дата создания полотна важна - это 1800 год, шесть лет спустя после того, как революционный конвент законодательно отменил рабовладение во французских колониях. Женщина изображена с достоинством, в одежде из богатых тканей и с ценной мебелью, так, как было принято изображать белых.

То, что у нее грудь обнаженная - это так, для красоты, а не для унижения, тем более, что автор тоже женщина, и может спокойно любоваться сочетанием белой ткани с блестящей кожей (кажется, это главное, что ее интересовало). Наборот, эта поза - подчеркивание того, что и женщина из колоний, вчерашняя наверно рабыня, теперь может быть таким же полноценным объектом искусства, как например, Форнарина.


Рафаэль, "Форнарина", Ок. 1519

Традиционно считается, что на портрете изображена служанка, которую привез в Париж из Гваделупы шурин (beau frère) художницы. Во Франции после принятия вышеупомянутого закона она автоматически перестала быть рабыней, получила свободу.

​***

Интересно, что другие картины этой художницы - совсем не такие классные по уровню.

А вот другие примеры сочетания неоклассицизма с этой нестандартной натурой.

А.Л. Жироде. "Jean-Baptiste Belley", 1797. Тут изображен весьма интересный человек, революционер, якобинец, депутат.

И портрет негритянки, и этот портрет депутата -- явно были написаны по собственному желанию художников; у обоих моделей не было финансов на их заказ. То есть их натура так заинтересовала авторов, что те решили потратить на это время. И не зря - обе картины сразу поразили современников. Возможно, женский портрет, написанный тремя годами позднее мужского - это своеобразная полемика художницы с предшественником.

***
В 1802 году Франция восстановит рабство в колониях.

А портрет, приобретенный в Лувр уже в 1818 году, в определенной нише станет культовым, некой "Моной Лизой".

Реклама лабутенов