Байконур. Музей

42 снимка | 11.09.2017

В этой части мы посетим музей космодрома и заберёмся внутрь "Бурана"... Ну, почти "Бурана".



Музей находится на территории космодрома, поэтому доступ к нему ограничен. К нему ведёт небольшая аллея в начале которой стоит макет ракеты-носителя "Союз".
Музей находится на территории космодрома, поэтому доступ к нему ограничен. К нему ведёт небольшая аллея в начале которой стоит макет ракеты-носителя "Союз".

Метров через 20 установлен бюст Юрию Гагарину.

Аллея заканичивается площадкой с полноразмерным макетом пилотируемого корабля "Союз" и зданием музея. Межди ними за деревом виднеется "Буран" - там ещё одна открытая площадка с экспонатами.

Корабль состоит из трёх отсеков - бытовой (белый шар), спукаемый аппарат (в центре) и аппаратный отсек с двигательной установкой.

Заходим в музей. Тут даже урны в виде ракеты :)

Посетителей в музее не было, только наша пресс-группа. Тем не менее вышла какая-то заминка с билетами и экскурсоводом - прождали полчаса. В местной сувенирной лавке купил кружку, шарф и магниты.

Зал на первом этаже. Осмотрели бегло самостоятельно.

Наконец началась экскурсия. Любопытный документ - план Циолковского, предугадавшего развитие космонавтики.

Поднялись на второй этаж. Выставка картин космонавта Алексея Леонова, того самого, который первый вышел в космос.

Ракета ГИРД-09 (1933), первая на гибиридном топливе - бензин + кислород. Одно из первых значимых достижений научной группы С. П. Королёва. Выставлен макет ракеты, снимавшийся в фильме "Укрощение огня".

Макеты домиков Королёва и Гагарина. Они до сих пор сохранились на космодроме, но вживую мы их к сожалению в этот раз не успели посетить.

Катапультируемое кресло пилота космического корабля "Восток". Первые пилотируемые пуски космонавты проводили в таких креслах. При посадке на высоте 7 км оно катапультировалось из спускаемого аппарата и далее космонавт спускался на парашюте. Приземление в самом спускаемом аппарате стало практиковаться позже уже на кораблях серии "Восход".

Модуль для животных-первопроходцев космоса.

Спускаемый аппарат корабля "Союз".

Внутри видны места для двух космонавтов. Благодаря развитию технологий объём, занимаемый аппаратурой, удалось радикально сократить и в настоящее время внутри спускаемого аппарата размещаются уже три космонавта. Но всё равно очень тесно.

Интересная особенность - один из иллюминаторов сделан из увеличительного стекла

Профилактический нагрузочный костюм "Пингвин-3". Он предназначен для снижения влияния невесомости на организм человека при длительных полётах. Внутри костюма вшиты различные резинки, которые заставляют космонавта прилагать усилия при движениях и тем самым создавать необходимую нагрузку на отдельные группы мышц. Костюмы шились инидивидуально - этот, например, принадлежал космонавту Павлу Виноградову.

Скафандр "Сокол-К". Он спасёт от разгерметизации кабины, шъется тоже инидивидуально. В таком космонавты находятся при пуске и посадке.

Вот примерно так они и летают.

Скафандр "Орлан-ДМА" для выхода в открытый космос. Им может пользоваться любой космонавт, отдельные места утягиваются по размеру. На спине скафандра расположен люк, через который в него залезают.

На стенах музея есть портреты всех космонавтов, стартовавших с Байконура. Их сейчас уже более двухсот. Вот это стена полная, на соседней тоже уже пара рядов.

Выберу наугад... Вот, например, лётчик-космонавт Кондакова Елена Владимировна. Её первый полёт в космос состоялся 4 октября 1994 года в составе экспедиции Союз ТМ-20, она провела в космосе более 5 месяцев - больше всех других женщин-космонавтов. Второй полёт Кондаковой — в качестве специалиста на американском корабле «Атлантис» в составе экспедиции STS-84 состоялся с 15 по 24 мая 1997 года по программе шестой стыковки с орбитальной станцией «Мир».

Кстати, всем российским косомонавтам до сих пор присваивается звание Героя России.

Макеты советских и российских космических кораблей. К сожалению модели исполнены в разном масштабе и экспозиция не позволяет сравнить размеры.

Богато представлены образцы космического питания.

 Наряду с ожидаемыми тюбиками выставлены вполне себе земные консервы, очевидно их тоже уже научились употреблять в невесомости.

Плакат с подписями космонавтов, посещавших музей.

Второй плакат с подписями.

А вот и наш экипаж МС-06 - Мисуркин, Ванде Хай, Акаба.

Время поджимало и экскурсию по музею пришлось свернуть. Мы быстро побежали на открытую площадку, чтобы успеть поснимать "Буран".

На самом деле в музее выставлен ОК-МЛ1 — полномасштабный макет орбитального корабля «Буран», который применялся для габаритных и весовых примерочных испытаний. Он был доставлен на космодром Байконур в декабре 1983 года. После помещения на музейную площадку ему был придан вид летавшего "Бурана".

Настоящий, летавший в космос, корабль был утерян, когда 2 мая 2002 обрушилась кровля монтажно-испытательного корпуса (МИК) где он находился на хранении. Разрушенный корпус примыкает к ангару, где готовят к пуску "Союзы". Никакие восстановительные работы там уже не проводятся.

Но вернёмся к нашему макету. Внутри в грузовом отсеке выставлена экспозиция об истории космической программы "Энергия-Буран" В дальней части отсека подвешен макет спутника - вывод их на орбиту и ремонт был одной из возможных задач "Бурана".

В передней части отсека расположен люк.

Пройдя через него, попадаешь в небольшой зрительный зал. Здесь можно просмотреть тематический фильм о "Буране".

Тут же находится лестница наверх к люку в потолке, который ведёт в кабину корабля.

И как они разбирались в десятках этих лампочек-индикаторов?

Ещё на открытой площадке можно увидеть лабораторный отсек для "Бурана".

Разгонный блок типа "ДМ" для вывода космических аппаратов на высокоэллиптические орбиты.

В конце площадки небольшая выставка спец. техники.

Вот такой музей. Вдумчиво всё походить-посмотреть, послушать экскурсовода нужно полдня минимум. Но у нас их не было, торопимся назад в город на пресс-конференцию.