«Собибор»: Как это было? Рецензия

15.05.2018

Режиссерский дебют великолепного актера Константина Хабенского. Историко-драматический фильм, основанный на реальных событиях Великой Отечественной Войны. История, которую должен посмотреть каждый, хотя бы раз в своей жизни.

Краткая история "Лагеря смерти"

В мае 1942 года на территории оккупированной Польши (Люблинское воеводство), в рамках операции "Рейнхард", нацистами был организован концлагерь Собибор. Цель операции - массовое уничтожение еврейского населения. Также это место было призвано сломить волю к сопротивлению новым нацистским порядкам. За полтора года в его застенках были зверски убиты 250 тысяч человек, прежде всего, еврейского происхождения. В том числе - советские военнопленные. Евреев привозили со всей оккупированной Европы (Нидерланды, Франция, Чехословакия и СССР).

Евреи, прибывшие в Собибор
Евреи, прибывшие в Собибор

14 октября 1943 года в Собиборе произошло самое успешное восстание заключенных концлагерей за всю историю Второй Мировой Войны. План восстания разработал советский офицер - лейтенант Красной Армии Александр Аронович Печерский.

Александр Аронович Печерский
Александр Аронович Печерский

Об этом и будет рассказывать фильм: о зверствах над людьми, геноциде, месте сравнимое с адом, но также: о символе подлинного мужества, любви, несгибаемой воли и интернациональной солидарности, о смерти...и жизни.

В центре сюжета

Партнеры-ювелиры
Партнеры-ювелиры

Начинается картина с железнодорожных путей. Локомотив, тянущий за собой вагоны, которым как будто нет конца, пребывает в Собибор. Мужчины, женщины и дети (все еврейского происхождения), как ни в чем не бывало выходят из вагонов, играет оркестр (музыканты из Собибора, тоже еврейского происхождения), диктор, приветствует людей и представляет новый дом - Собибор. Перед нами представляются двое партнеров-ювелиров, один из них волнуется за себя и за свою жену, но партнер настроен оптимистично, считая, что немцам нужны хорошие ювелиры.

Один из музыкантов оркестра
Один из музыкантов оркестра

Всех людей со провожают в амбар, немцы вводят в курс дело - как у них тут все заведено, какие правила, и что людям делать сейчас? Всем следует принять душ во избежание эпидемии сифилиса. Далее распределяют кто, чем может заниматься - этих людей записывают и уводят в назначенные места, уверяя, что позже они увидят родных. Остальных людей, поделив на мужчин и женщин (детей поделили также - по полу), повели в душ...но как оказалось, их ждало совсем другое.

Александр Печерский в исполнение Константина Хабенского
Александр Печерский в исполнение Константина Хабенского

Центральный герой - Александр Печерский, который пытается подтолкнуть людей к побегу, но вопреки всему, большинство не разделяет его мнение, так как если они попытаются сбежать и их поймают, то точно расстреляют, а так еще и пожить можно, глядишь и в живых оставят. Более того, пленники думают настучать на Александра, мол из-за него и так много людей погибло (об этом вы узнаете в фильме), и их он всех погубит.

Мое мнение и впечатления о фильме

Так получилось, что фильм я посмотрел 9 мая в День Победы. Зал был полон и, в какой-то степени, меня это обрадовало. Возрастной цензор картины 12+, что к слову странно, кровопролитная тяжелая история заслуживает рейтинга 18+. Для сравнения, те же Мстители: Война бесконечности вышли с рейтингом 16+. Как оказалось, сам Константин Хабенский на стоял на таком решение, обосновывая тем, чтобы все смогли увидеть его фильм.

К сожалению, помешала моему просмотру женщина, которая сидела рядом со мной и ела куриные крылья. И что самое интересное, она ела их, когда на экране толпами убивали людей. Так как она была рядом, я чувствовал запах еды и на этом эпизоде мне стало дурно (появилась тошнота), благо вскоре она наелась, и этот запах исчез. У всех из нас разные реакции на те или иные ситуации, но я искренне не понимаю, как в такие моменты можно что-то есть, да и ещё с таким аппетитом.

Я знал на что я иду, что за история лежит в повествование фильма, и что, я скорее всего увижу. Так вот, увидел я очень многое, и это меня поразило. На протяжении всего просмотра сидишь в напряжении и ждешь, что же будет дальше?

Фильм очень тяжелый, после него прям как груз на сердце, и этот груз ты пропускаешь через всего себя, а потом начинаешь смотреть на некоторые вещи по-другому. Когда я вышел из кинотеатра, то очень долго приходил в себя, ощущалось странное чувство…все, что мы сейчас имеем, все блага, которые у нас есть, все это - мы могли потерять, тогда, во время этой войны, и нас могла постичь та же участь, что и людей в лагере смерти.

Как снято?

Это тот фильм, который смело можно разбирать на красивые кадры — выдержанные в одном тоне и стиле. То же и с музыкальным сопровождением — лента заимствует прием из киноленты "Дюнкерк", режиссера Кристофера Нолана, с тиканьем часов, разве что сами тики заменены на щелчки и звучат только в самые напряженные моменты.

Актеры играют прекрасно, им действительно веришь, сочувствуешь и сопереживаешь. Хабенский великолепен, талантливый человек, воистину, талантлив во всем.

Итог

«Собибор» — действительно стоящий фильм, на который не должно быть жалко своего времени и денег. Он полезен для тех, кто забыл или не ценит того, через что прошел наш народ, и другие народы, сражающиеся против нацизма за свою свободу и жизнь.

Режиссерский дебют Хабенского выдался качественным и, в целом, довольно заманчивым.

Если Вам понравилась данная статья, ставьте лайк 👍, делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите мой проект, подписывайтесь, впереди много интересных и познавательных статей для Вас.