Школа или семейное обучение? За и против.

Есть дети, которые непременно столкнутся с трудностями в школе! Кто эти дети?

Итак мы пошли в школу. И Вот здесь моя система воспитания столкнулась с системой школьного образования, огромной и незыблемой еще с советских времен. В том, что с тех незапамятных времен практически ничего не изменилось я убедилась лично. Всё тот же суровый педсостав, обученный в университетах на методиках советской педагогики, тот же уравнительно-авторитарный подход к ученикам, та же система оценок. В общем, Россия перестала быть советской, а вот школа - нет.

Итак, коротко о сильных сторонах школьного обучения. Ребенка обязательно научат:

- взаимодействовать с коллективом, это называется модным словом социализация;

- дисциплине;

- подчинению воле и мнению преподавателя (читай: вышестоящего лица) и коллектива (читай: большинства);

- дадут средний (принятый на государственном уровне) объем информации, необходимый для сдачи ЕГЭ;

- работе на оценку;

- исполнительности.

Для родителей это очевидный плюс в том, что всю ответственность за образование детей они смело перекладывают на плечи государства. Теперь можно с лёгким сердцем посетовать мол, "а математику мы не знаем, потому что математичка попалась вредная",

Чему школа точно не способствует, так это:

- формированию собственного мнения;

-личной ответственности (все значимые решения принимаются взрослыми и их нужно исполнять не задумываясь);

-нестандартности мышления;

- саморганизации и планированию собственной жизни;

- стремлению к саморазвитию;

- по большей части выявлению и развитию талантов ребенка, если они конечно не совпадают со школьными предметами (увлечение математикой или английским вполне "впишется" в школьную систему ценностей и может быть поощрено участием в учебных олимпиадах, совсем другая ситуация возникнет, например, с увлечением театральным искусством, танцами, техническим моделированием, в таких случаях возникает высокая вероятность конфликта между школьным образованием и развитием ребенка в выбранной сфере. Зачастую этот конфликт приводит к необходимости выбора в пользу того или другого);

- развитию лидерских качеств, предприимчивости;

- развитию личной эффективности, мотивации. Хочу здесь подробнее остановиться, о чем это я... Школа даёт определенный объем знаний, но при этом не даёт способов ее обработки, усвоения и главное (что кстати, очень губительно для этих знаний, способов их применения в жизни. Как выглядит это на практике? Ребенок заучивает определенный набор информации, только для того, чтобы сдать его на оценку и тут же забыть.

Каким детям идеально подходит школьное образование?

- Детям усидчивым и послушным, готовым подчиниться распорядку и авторитетному мнению учителя.

-Детям, чьи интересы полностью совпадают с учебными предметами.

К чему надо быть готовым, выбирая школьное образование?

К тому, что самым успешным в классе учеником, которого будут обязательно ставить в пример всему классу, станет самый послушный, исполнительный отличник(ца), с которым у учителя будет меньше всего проблем.

Здесь хочу сказать в защиту педагогов пару слов. Я ни в коем случае не хочу обвинять учителей - на самом деле их труд - один из самых тяжёлых и ответственных. Попробуйте представить, что в классе находится от 25 до 30, а то и больше детей, которых нужно собрать "в кучу", усадить и дать знания всем (и отличнице Лене и двоечнику Васе), и вы думаете это все? А вот и нет! Как Вы думаете, есть ли у учителя время для индивидуального подхода к Вашему ребенку? Думаю, что ответ очевиден. Я не обвиняю сейчас учителя, я уважаю и ценю их труд (вокруг меня очень много Учителей, вот именно так - с большой буквы), я сейчас говорю о системе образования в целом.

Но вернёмся к нашей теме. В случае, если Ваш ребенок не может похвастаться вышеперечисленными качествами, то у Вас гарантированно возникнут проблемы. Подчеркну ещё раз - школьное образование расчитано на прилежного среднестатистического ученика, не отягощенного никакими особенностями, которые школа просто не учитывает.

А вот тут начинается самое интересное- если ребенок попадает под категорию "особенный", то тут есть только 2 возможных выхода:

1. Стать таким как все, научиться не выделяться, не привлекать к себе внимания.

2. Развиваться вне школьных стен.

Кого можно отнести к детям с особенностями?

- гиперактивных детей и детей ярко выраженными лидерскими качествами;

- нестандартно мыслящих;

- детей с отклонениями в здоровье. Высок риск непонимания в детском коллективе;

- детей одаренных, юных гениев, так как школьная программа рассчитана на среднестатистических детей, она не может удовлетворить потребности одаренного ума.

Итак, что же делать, если Ваш ребенок попал в этот "черный" список?

Смириться и подчиниться школьной системе и воле большинства, а там - как "кривая выведет"...

Получать дополнительное образование и развитие во внеурочное время. Минус в том, что ребенок всегда будет находиться между двух огней - и вашим, и нашим... На это от него потребуется много сил, энергии и хитрости!

Ну, и наконец, выйти на систему семейного образования.

О системе семейного образования я расскажу в следующей статье.

Любите и цените своих деток и время, проведенное с ними!