Детский кризис семи лет, причины и проявления

Кризис семи лет у детей появляется в следствии возникновения личного сознания.

Основные признаки кризиса

К основным признакам кризиса семи лет относят: потерю непосредственности,  манерничание, симптом "горькой конфеты".

  • потеря непосредственности -  желание сделать и действие сопряжено с размышлениями о том, какое последствие будет иметь действие для дошкольника;
  • манерничание - выделывается, скрытничает, строит из себя что-то;
  • проявление симптома "горькой конфеты" - в минуты когда плохо, дети скрывают и не показывает своего тяжелого положения.
В воспитании детей родители сталкиваются с трудностями: непослушанием, упрямством, замкнутостью.

В чем сущность кризисного состояния

В основе симптомов кризиса семи лет лежит обобщение переживаний.  У детей возникла новая внутренняя жизнь - жизнь переживаний.  Новая внутренняя жизнь влияет на внешнюю, поведение теперь ориентируется на внутренние размышления.

Возникновение внутренней жизни - важный этап в жизни детей.

Кризис приводит к изменению социальной ситуации, к новому содержанию отношений между ребенком и взрослыми. Дети должны вступить в отношения с  обществом, где каждый член общества осуществляет общественно полезную деятельность.

Для детей новый этап в жизни и в отношениях с обществом - школа.

Симптом потери непосредственности

По мнению Л. С. Выготского симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, является возникновения симптома потери непосредственности, при котором желание что-то сделать останавливается, и появляется размышление о том, что принесет дошкольнику данная деятельность.

Ориентация на смысл действия для дошкольника составляет эмоционально-смысловую ориентировочную основу поступка.

По мнению Д. Б. Эльконина, ребенок переходит на новый уровень в развитии только тогда, когда у него возникла ориентация на смысл поступка.

Иллюстрация pixabay.com