Психологические особенности студенческого возраста

Студенческий возраст — период поздней юности или ранней зрелости, приходится на возрастную границу 17-25 лет. Это время поступления и обучение в ВУЗе, бывшие школьники стремятся поступить в высшее учебное заведение.

Особенности студенческого возраста

Период 18-23 года это период сформированного и созревшего биологически и социально человека, - это возраст взрослого человека. Ведущий вид деятельности данного периода — студенчество.

Молодежь зачастую не совсем осознает свою взрослость, их еще волнуют подростковые проблемы. Молодость воспринимается как период, в котором можно совершать ошибки, делать глупости, без осмысления происходящего и своей роли в ситуациях.

Студент характеризуется с трех сторон: биологической, психологической, социальной. Противоречия возраста заключаются в несовпадении наступления физической, гражданской, умственной и трудовой зрелости.

По Международной классификации завершение юности и начало взрослости у девушек соответствует возрасту 20 лет, у юношей 21 год.

Особенности развития высших психических функций

В период студенчества наблюдается тенденция к получению и усваиванию социального и профессионального опыта. Психические процессы и состояния подвержены значительным изменениям. Высшие психические функции изменяются: наблюдается развитие интеллектуальных функций, подвижность и гибкость взаимосвязей между памятью и вниманием.

Б.Г. Ананьев на основе изучения изменения психологических свойств и высших психических функций в студенческом возрасте сделал вывод о том, что студенческий возраст максимально благоприятен для получения профессиональных знаний и высшего образования.

По мнению Е. А. Климова, данный период сенситивен к выработке индивидуального стиля деятельности. В познавательной деятельности преобладает абстрактное мышление, позволяющее сформировать обобщенную картину мира, установить связи между различными изучаемыми областями.

Отличия процесса запоминания и обучения у студентов

Механическое запоминание, выработанное в школе, необходимо исключить из методик запоминания в ВУЗе, т. к. этот механизм тормозит развитие интеллекта индивида, ведет к показной эрудиции. Преподавателю приходится бороться с преодолением в студенте ориентации на результат без процесса движения мысли.

К сожалению, по данным статистики, лишь четвертая часть студентов повышают показатели интеллектуального развития. Это группа слабых и средних учеников, интеллектуальные результаты сильных учеников остаются без изменений.

Завершается интеллектуальное развитие гораздо позднее биологического.

В период обучения в ВУЗе особенно бурно развиваются профессиональные способности, обусловлено это тем, что студент впервые сталкивается с профессиональной терминологией и практическими навыками.

Результаты обучения в ВУЗе

Чему должен современный студент научиться в ВУЗе:

  • В ВУЗе студент должен приобрести способность к обучению, которая в дальнейшем позволит ему освоить уже на рабочем месте все необходимые навыки в профессии и позволит обучаться и развиваться в профессии в дальнейшем. Открыть в себе способность к обучению намного важнее, чем выучить конкретную информацию о профессии, потому что знания со временем устаревают.
  • Вторая важная способность которой должен овладеть студент — самостоятельное добывание информации основываясь на творческое мышление.
При диагностике психологических особенностей студентов следует уделить внимание изучению следующих критериев: возраста студента, половой принадлежности, особенностям личности, способностям и структуре личности, как осуществлялся выбор профессии.
Провести диагностику познавательной сферы: мышление, воображение, память, внимание, а также изучить потребности и мотивы обучения, особенности общения и построение межличностных отношений.

Иллюстрация pixabay.com