Насилие или забота? Говорим о секциях и кружках

15.05.2018

У нас стало модным, иначе и не скажешь, упрекать родителей в том, что при выборе кружка для сына или дочери они опираются на собственный вкус. Пытаются, так сказать, насильно привить ребёнку любовь к тому, что интересно им самим.

Я скептически отношусь к такой постановке вопроса. Считаю, что за редким исключением родители двигаются в верном направлении и не пытаются за счёт своего малыша реализоваться в той сфере, к которой у них самих не было доступа.

Источник: http://img.vvsu.ru/photos/32B0803C_8262_4E71_84B7_2668BC3E407C_739x493.jpg
Источник: http://img.vvsu.ru/photos/32B0803C_8262_4E71_84B7_2668BC3E407C_739x493.jpg

Большинство семей, с которыми я знакома лично, при выборе секции опирались не на свои детские мечты, а на перспективность развития в заданном направлении:

· узнавали о судьбе выпускников;
· оценивали профессиональные качества тренера, наставника;
· сопоставляли физическую и психологическую пользу от посещений с возможными рисками для здоровья;
· пытались понять, насколько перспективным выглядит выбранное направление сегодня и насколько оно будет перспективным через 10-15 лет, сможет ли ребёнок себя прокормить, если станет заниматься профессионально.

Подход рациональный, взгляд трезвый. В данном контексте попытка спрогнозировать и предопределить будущее сына или дочери в условиях капитализма – разумное и верное решение. И не стоит обвинять родителей в излишней чёрствости, отсутствии душевного подхода к вопросу: они создают базу для ребёнка.

Мы живём в динамичном и сложном обществе, в котором для достижения успеха следует начинать работать над собой задолго до совершеннолетия.

Почему-то общественность положительно относиться к семьям, которые отправляют детей в гимназии, к ранним билингвистам, но едва стоит заикнуться о секциях и кружках, как разговор наполняется историями о сломанных судьбах детишек.

Как они занимались на фортепиано, пока их сверстники лазили по деревьям во дворе.

Как они часами стояли у станка в танцевальном зале, с тоской слушая смех, доносившийся с улицы.

Как они ложились спать в 9 часов из-за утренних тренировок, когда другие подростки бежали ночью в клубы.

Как они лечили вывихи, полученные в ходе тренировок, в одном отделении со школьниками, заработавшими травму головы во время уличной драки.

Страшные это истории…

Сейчас я хочу сказать вещь, которая очень не понравится мамам, которые воспитывают детей самостоятельными, всегда-всегда предоставляют им выбор и считают, что нельзя отдавать малыша в секцию из личных соображений:

Интересы ребёнка могут не совпадать с его возможностями.

Яркий пример: музыкальное образование. Если в некоторых направлениях упорство, систематический подход и исполнительность могут стать решающими факторами успеха, то на музыкальном поприще добиться чего-либо можно только при наличии слуха. А он есть далеко не у всех. И как бы сильно школьник не хотел петь, как бы яро мать не отстаивала его права на самостоятельный выбор кружка, он не сможет пойти по этому пути. Его придётся увлечь чем-то иным, хоть это и расценивается в некоторых кругах как насилие.

Лично я столкнулась с невозможностью реализовать себя в жизни в качестве пианиста, хотя мне в 6 лет очень этого хотелось. На первом же занятии нанятый учитель поставил мою маму перед фактом: с таким строением рук и длиной пальцев я никогда не смогу добиться значимых успехов в игре на фортепиано.

Сегодня я могу только восхититься качествами того учителя. Несмотря на то, что у него был финансовый интерес, он донёс до клиента правду. Хоть она и была горькой, зато вовремя привела меня в чувство.

Узнав о перспективе моего обучения на пианино, мама сама выбрала направление и записала меня в хореографический класс. И пусть я не стала профессиональным танцором, но могу похвастаться правильной осанкой, волевыми качествами, гибкостью и рядом других физических характеристик и умений, которые появились у меня благодаря направлению, определенному родителями.

Что я "заработала" бы при условии, что продолжила реализовать свою мечту стать пианистом? После психологического взросления и появления критического взгляда на саму себя ко мне бы пришло осознание того, что я недостаточно хороша, что другие дети из музыкальной школы - лучше меня.

Добавьте к чувству собственной неполноценности упущенное время: моя мечта на щедрой почве систематических занятий успела бы вырасти и окрепнуть. И мне было бы куда тяжелее принять факт тупиковости пути, который я выбрала сама.

Если вам понравился материал - ставьте "плюс" и подписывайтесь. Искренне ваша, Мамка с изнанки.