Осторожно, школа!

Когда заканчиваются школьные каникулы, всё родительское сообщество погружается в траур. Полистайте в это нелёгкое время ленту новостей в социальных сетях: она будет забита статусами узников школьной системы.

По статистике, 50 % школьников мечтают сжечь школу, 30 % — взорвать и 20 % — сначала сжечь, и только потом уже взорвать.

Вы – злопамятный человек, если вы уже 20 лет как окончили школу, а поджечь ее все равно хочется.

Ну, и всё в таком роде. Причем ещё неизвестно, чей стон громче: родителей, учеников или учителей.

Когда твой старший ребёнок ходит в садик, ты с завистью смотришь на родителей школьников и думаешь: «Вот пойдёт в школу, станет более самостоятельным. У меня появится больше свободного времени, чтобы успеть ВСЁ».

В наш век надо проявлять социальную активность не только в реальном, но и в виртуальном мире и времени на это самое ВСЁ катастрофически не хватает. Никакой тайм-менеджмент уже не помогает и родители мечтают только об одном: ребенок пойдет в школу, будет сам себя обслуживать, помогать по хозяйству и много чего ещё. И тут несчастных жертв собственных иллюзий ждёт жестокое разочарование.

Во-первых, продолжительность «рабочего дня» ребёнка резко сокращается. И тут уж приходится выбирать: или отличная школа, в которой учителя носятся с чужими детьми, как со своими собственными, но нет продлёнки. Или продлёнка есть, но, по отзывам из интернета, педсостав там – это чёрствые бездушные мегеры.

Во-вторых, школьная форма. Если в прежние садиковые времена Вы могли утром вытащить из ребёнкиного шкафа первые подвернувшиеся под руку вещи, нарядить в это своё сокровище, вздохнуть, что было бы побольше времени, нашли бы что-нибудь поудачнее, но, вообще-то, и так сойдёт, то теперь чистые отглаженные рубашка, брюки\юбка, жилет\пиджак должны появляться в шкафу каждое утро, без вариантов.

И, наконец, главный ужас новоиспечённых родителей школьника – домашние задания. Причём известная присказка учителей: «В первом классе официально домашних заданий нет, но у нас они будут», - сразу намекает, что не в сказку попали.

Раньше я думал, что учить уроки – это самое ужасное в мире занятие. Ни фига! Самое ужасное занятие – это учить уроки со своим ребенком.

Все эти ужасы хорошо показаны в фильме по книге Маши Трауб «Дневник мамы первоклассника». Тем, у кого это здесь и сейчас стоит посмотреть или почитать, чтобы взглянуть на себя со стороны, посмеяться и перестать принимать всё слишком близко к сердцу.

Проходит какое-то время и ты адаптируешься к возникшим трудностям: перекраиваешь бюджет, смиряясь с тем фактом, что школа – это недёшево, покупаешь комплект школьной формы «неделька» и перестаёшь сушить феном по утрам школьные брюки, отключаешь оповещения в родительской группе в Viber и даже привыкаешь к тому, что вечером после работы тебе надо приготовить не только ужин, но ещё и уроки.

И всё равно ждёшь каникулы, как не ждал во времена своего беззаботного детства. Почему? Попробую объяснить на примере из жизни.

Обнаруживаю я как-то у нашего тогда ещё третьеклассника Кости в электронном дневнике свеженькую двойку. Спрашиваю для порядка: «Как так-то?!» А, надо сказать, что Костя – Штирлиц в детстве. Причём не тот, что из фильма, а тот, что из анекдотов. Правду он не расскажет ни при каких обстоятельствах, будет отрицать очевидное и сочинять немыслимые байки, даже если ни в чём не виноват. Обычно все обсуждения Костиной школьной жизни заканчивались моим риторическим вопросом: «Что мне идти Ирину Юрьевну спрашивать?» и Костя начинал поддакивать, мол, иди, спроси, вот увидишь, что ты зря сомневалась в моей кристальной честности. Конечно, он знал, что никого ни о чём я спрашивать не буду, потому что не очень-то хочется выглядеть в глазах учителя круглой дурой, верящей во всякие небылицы.

Но так вышло, что, встретившись с классной руководительницей, для поддержания, так сказать, светской беседы я возьми да и ляпни: «А что это за двойка в дневнике у нашего обожаемого Кости?»

Тут мне и открыли глаза на правду о том, что меня беззастенчиво водят за нос, как будто я сама об этом не догадывалась. Учительница устроила Косте очную ставку, вывела его на чистую воду, а на прощанье сказала следующее: «Если мы вместе будем следить за Костиной успеваемостью, контролировать каждый его шаг, то он поймёт, что ему никак не проскочить и начнёт делать уроки на совесть». На том мы и расстались.

И я задумалась. Получалось, что меня призывают быть этаким Цербером на страже интересов школы. Я должна пристально следить за выполнением домашних заданий, требовать, увещевать, пилить, нудеть. Чтобы заслужить звание заботливого родителя, я вынуждена выступать на стороне школы против собственного ребёнка.

А если я не сую нос каждый день в электронный дневник, не стою над душой с требованием сесть и сделать уроки, то с точки зрения школы будущее ребёнка мне безразлично и свои родительские обязанности я выполняю из рук вон плохо.

Такой взгляд на взаимоотношения родителей, детей и школы заставляет нас контролировать, требовать, оценивать, вести непрекращающуюся войну с собственными детьми. Часто можно услышать, что до школы были прекрасные отношения с ребёнком, но как только пошёл учиться, начались постоянные скандалы, ругань из-за домашних заданий, наказания стали обычной практикой.

Где же выход? Семейное обучение? Для кого-то - да, но таких семей, которые могут это осуществить и для которых это будет целесообразно единицы. А что делать тем, кто не может или не хочет проходить школьную программу самостоятельно?

Выход простой: перейти в этом противостоянии школа-ученик на сторону своего ребёнка. Принять для себя тот факт, что Ваши с ним отношения важнее успешно сданных ВПР, ГИА и ЕГЭ. Сначала довольно тяжело перестроиться и посмотреть на ситуацию глазами ребёнка. Начинаешь бояться, что если ты не будешь принуждать, он совсем бросит учиться, станет двоечником и его отчислят из школы.

На самом деле, это наименее вероятное развитие событий. Вы далеко не единственная мотивация к учёбе, даже если кажется, что это не так.

Чтобы легче было выйти за границы теории ответственного родителя и найти в себе смелость наплевать на мнение школьной общественности, попробуйте следующее. Вернитесь мысленно в своё школьное детство. Вспомните, что Вам не нравилось в школе, какие предметы вызывали трудности и что Вы хотели изменить. Теперь Вам будет проще посочувствовать ребёнку, вместо того, чтобы набрасываться на него с обвинениями в недостаточном прилежании.

Ещё хорошо бы задуматься о том, какие навыки и качества необходимы человеку для достижения успеха. Занимается ли школа их развитием? Креативность,

способность взглянуть на задачу под неожиданным углом, найти нетривиальное решение, умение выстраивать коммуникацию – этому не учат в школе. Значит ребёнку надо иметь достаточно свободного времени, чтобы научиться этому где-то ещё.

Поэтому, давайте, без фанатизма будем относиться к выполнению домашних заданий. Ну, вы сами знаете:

"Это надо переписать – слишком грязно!"
"Давай, ещё страничку пропиши, а то буквы какие-то корявые."
"Это, вообще, кошмар! Всё переделать!"

И всё в том же духе. Пользы от этого сидения над уроками не будет. Такой подход только ухудшит Ваши с ребёнком взаимоотношения и съест время и его, и Ваше. Бросьте всё это и займитесь в освободившиеся час-два тем, что Вам действительно интересно. А у ребёнка появится время на его увлечения. И тогда вместо двух сердитых, недовольных друг другом людей, будет два счастливых человека. Это же гораздо важнее, чем каллиграфический почерк и чистота в тетрадях.

Вообще, часто пишут, что воспитание детей – это тяжкий труд и огромная ответственность. Вот ни разу не соглашусь. Если тяжело, значит что-то надо поменять. И это что-то, скорее всего, у Вас в голове. Кстати, изменить свои установки – это реально. А вот переделать ребёнка или систему без значительных потерь – маловероятно.

Поэтому не развязывайте войну, а посмотрите на школу глазами ребёнка и исходя из его интересов.

Наш старший сын Дима, когда ему было семь, сделал такое заключение:

Взрослые - слишком взрослые, чтобы что-то понимать.

Давайте попробуем не быть слишком взрослыми :-)