Плюсы и минусы детского сада, или личный опыт мамы двоих детей

20.05.2018

Детский сад - это заведение, без которого редко обходились дети советских времен. Объяснялось это с одной стороны тем, что всем родителям надо было на работу, а с другой - что в стране насаждался коммунизм и пропагандировалось воспитание в коллективе. Сегодня мнения молодых мам разделились. Одни считают, что сад жизненно необходим для развития ребенка, другие же категорически против помещения ребенка в казенное учреждение.

Я не принадлежала ни к первым, ни ко вторым. Несмотря на то что сама поработала в саду несколько месяцев, а в детстве отходила туда от "звонка до звонка", я не сформировала какого-то четкого мнения по отношению к этому заведению ко времени рождения первого ребенка. Итак, с чего все начиналось...

Здравствуй, детский сад

Позади поликлиника с длинным списком врачей и анализами, заполнение кипы документов и общение с заведующей о добровольном пожертвовании в виде нескольких тысяч рублей. Хочу сказать, что при входе в сад горло непроизвольно сжало спазмом от знакомых запахов. И это была отнюдь не ностальгия по счастливому детству, а комок из невыплаканных слез, который стоял у меня постоянно, пока я находилась в этих стенах в раннем возрасте (да, забыла сказать, я ходила в тот же сад). Вот так неожиданно через много лет все проявилось и вспомнилось на уровне чувств.

Ну я - это одно, а дочка - другое, рассудила я и повела ее в группу знакомиться с воспитателем. Она оказалась приятной молодой девушкой и в общем атмосфера была доброжелательной и не внушала опасений. Если бы не навязчивые воспоминания из детства, которые преследовали на каждом углу...

На этом длинное предисловие заканчивается, дальше я постараюсь кратко описать то, что выявилось в процессе пребывания дочки в саду.

Есть ли смысл в таком "развитии"?

Итак, мы с дочкой столкнулись со следующими сложностями и проблемами:

1. Постоянные болезни - моя двухлетка не вылезала из простуд. Максимально мы могли отходить в сад 3-4 дня, а дальше появлялся насморк, кашель и температура. Дважды за год малышке пришлось вызывать "Скорую помощь". Кстати, это неудивительно. В саду не поддерживается температурный режим, воздух очень сухой и горячий во время отопительного сезона. На прогулки малышей в это время года также не водят. В группу принимают детей с "остаточными" соплями и кашлем.

2. Запредельная нервозность ребенка. Девочка стала удивительно капризной, требовала по приходу домой огромного количества внимания и устраивала истерики без всякого повода. Отдавала я ее в сад с робкой надеждой, что она будет там играть с детьми или хотя бы развиваться, как пропагандируют сторонники сада. Но, увы, дочка оказалась интровертом, а все занятия в саду были для нее неинтересными. Мы все это с ней уже прошли дома. Целыми днями бедный ребенок сидел на стуле, а на прогулке стоял на одном месте рядом с воспитателем, чтобы не обидели другие дети. Она не ходила в туалет, плохо засыпала на тихом часу и вообще чувствовала себя чужой и неприкаянной.

3. О меню в саду, наверное, лучше промолчать. Но все-таки очень неприятно видеть на ребенке, которому до двух лет не давали конфет, колбасу и сосиски из соображений заботы о здоровье, аллергическую сыпь. Выяснить, на что она появилась, практически нереально. В меню ясельной группы входили не только пресловутые сосиски, но и сухое молоко и кисель с искусственными ароматизаторами. Проверить качество всех продуктов, предлагаемых детям, невозможно, а показываемое родителям меню могло не соответствовать реальности.

4. Отсутствие у воспитателя возможности уделить всем детям нужное им внимание. Однажды я пришла за дочкой раньше и услышала, как она отчаянно рыдает, а та самая добрая и приятная воспитательница ругает ее за то, что она до сих пор не оделась, а обратилась к ней за помощью. У нее, оказывается, еще много детей и возиться с каждым она не будет. В тот день мы пришли в платье, которое одевалось через голову, поэтому дочка не смогла сама его надеть, а с носками у нее всегда была проблема. Просто моторика на тот момент была развита недостаточно. Сейчас я бы зашла и забрала ее из этого ада, простите, сада. Но тогда я считала, что все в порядке вещей и просто вышла на улицу, решив, что обязательно дома будем до посинения учиться надевать носки.

5. Запугивание детей с целью добиться дисциплины и беспрекословного послушания. Та же " добрая" воспитательница, не зная, что я стою в раздевалке, пугала детей, что не отдаст их родителям, если они не съедят все, что было на тарелке. А тем, кто много разговаривает или плачет, медсестра сейчас сделает укол в язык.

Есть ли какие-то достоинства у детского сада?

Честно говоря, достоинств я заметила не так много, всего лишь два:

1. Мама может в то время, пока ребенок в саду, уйти по своим делами.

2. Маме не надо заниматься обслуживанием ребенка - готовить ему, соблюдать режим дня, развивать его. Однако из этого следует и то, что малыш привыкает обходиться без нее. Самые радостные и тревожные моменты он проживает в окружении чужих людей, которые в итоге становятся ему ближе родных. Но они не способны полюбить и пожалеть его так, как родная мама, поэтому потребность в эмоциональной близости не удовлетворяется, и ребенок испытывает депривацию.

Я удивлялась, почему моя дочка не бежит ко мне в конце дня, когда я забираю ее из сада. Она сидела с отстраненным лицом и делала вид, что не замечает меня. А все до смешного просто: у нее приглушены все чувства. Для того чтобы выжить в условиях сада, где на каждом шагу поджидает новый стресс, нельзя быть ранимым. Вместе с невыплаканными слезами у ребенка пропадает и умение радоваться, та самая детская непосредственность, которая придает жизни вкус и цвет.

Отдельный разговор - утренники в саду. Многие родители почему-то хотят, чтобы их ребенок обязательно принял в них участие и повеселился от души. Но и здесь, к сожалению, "ящик с двойным дном". Возможно, скажу сейчас неожиданную вещь, но утренники в саду делаются не для детей. "А для кого?" - спросите вы. Для вас, конечно, дорогие родители! Чтобы вы видели, что с вашим ребенком занимаются. Вы же отдали его сюда, чтобы с ним занимались и развивали, вот и любуйтесь теперь на результат. А какими жертвами он был достигнут, вас не касается.

Перед новогодним утренником в подготовительной группе я вернулась из музыкального зала за забытым фотоаппаратом. И что я услышала из уст очень хорошей воспитательницы с высшей категорией? Что она надает по шапке всем, кто пикнет без ее разрешения в музыкальном зале. Какое уж тут веселье и какая может быть душа в том представлении, которое было нам показано. Дети двигались, как куклы в театре Карабаса Барабаса. Веселого смеха слышно не было...

Горькие выводы

Самое главное, что я поняла - ребенок абсолютно беззащитен в саду перед произволом воспитателя. И доказать что-то родители никогда не смогут. Конечно, у воспитателей маленькая зарплата и тяжелая нервная работа. Я сама побывала в этой шкуре и могу подтвердить под присягой, что эмоциональное выгорание наступает после недели работы в яслях.

Но у меня тогда вопрос - для чего ребенку, любимому мамой, возможно единственному в семье, находиться в компании чужого, равнодушного к нему, задерганного человека? Ситуация из разряда абсурдных: ребенка отрывают от родных людей для того, чтобы поместить его в душную группу с 14 другими несчастными детьми под присмотр воспитательницы, которая просто не может обеспечить им физический и душевный комфорт.

Что было дальше...

Нет, я не забрала дочку из сада: тогда не было возможности, да и осознала я все, написанное выше, несколько позже. Она благополучно отходила все положенные 5 лет. Но, увы, общаться так и не научилась, осталась замкнутой и зажатой. Темперамент не поддается коррекции, в этом я могла убедиться и на собственном опыте. Все навыки, которые ей сейчас помогают в учебе, привила ей я: от чтения до самообслуживания. Сад добавил ей комплексов и страхов: страха дотронуться до понравившейся игрушки, нарисовать или станцевать не так, как сказала воспитательница, выделиться из толпы.

Все написанное только мое личное мнение, основанное на долгих размышлениях. Сейчас мой второй ребенок не ходит в детский сад и, надеюсь, не пойдет. По типу темперамента он меланхолик, чувствительный, ранимый и пугливый. Таким малышам, по моему глубокому убеждению, сад противопоказан. Хотя, есть ли такие, кому он показан в том виде, в каком существует сейчас, я не уверена...

Каждый родитель выбирает сам, как будет лучше для его семьи и конкретно для его малыша. Надеюсь, что приведенные мной доводы подтолкнут людей к размышлениям и тогда, возможно, хоть что-то в системе дошкольного образования изменится к лучшему.

Продолжение следует:)

Что я отвечаю людям, советующим мне отдать ребенка в сад, читайте здесь.

P. S. Если Вам понравилась статья, нажмите, пожалуйста, на значок "Нравится", у меня будет стимул еще писать для Вас. Также буду очень рада видеть Вас среди подписчиков моего молодого канала :)