Всегда ли архитектура новых районов зависит только от экономики

Петербург – город с особой архитектурой. Но прогуляешься сегодня по спальному району и понятно — архитектурные традиции не отражаются в современных строениях.

Если в бизнес-классе интересные решения довольно востребованы, то в массовом сегменте застройщики выбирают типовые фасады. Уникальность – это всегда дополнительные вложения, а значит, проект подорожает, что противоречит логике бюджетного жилья. Сегодня работа архитектора в масс-маркете во многом определяется сметой. Но все ли диктует экономика?

Хороший архитектурный проект – это, прежде всего, продуманная идея, которую можно легко считать в визуальном облике, причем речь идет не просто о конкретном строении, сколько о районе в целом.

Новые районы, где работают несколько застройщиков — разношерстные и не выдержаны в едином ансамбле по понятной причине: у каждого девелопера свой проект и свое бюджетирование. В результате каждый застраивает так, как считает нужным, но архитектурный диссонанс при этом виден невооружённым взглядом. Это не касается центра, где требования к архитектуре со стороны градозащитников очень жёсткие. Какой попало проект здесь не согласуют, поэтому внешний облик центра выдержан. В масс-маркете же исключения составляют районы комплексного освоения территорий – здесь, как правило, проект един.

Но если посмотреть шире, все не так пессимистично, и в последние годы кое-что изменилось к лучшему. Во-первых, в 2015 году ввели высотный регламент, который ограничил высотность новостроек 40 метрами, а Петербург поделили на зоны с конкретными «потолками» высотности. Эти ограничения позволяют сдержать беспорядочное появление «свечек» практически в чистом поле. Во-вторых, выросла культура самих клиентов, которые теперь обращают внимание не только на стоимость квадратного метра, но и на фасад, дизайн входных групп, вид из окна, архитектуру района и даже на межевание придомовых территорий.

Существует такое понятие – внутренняя архитектура. Поскольку одними из ключевых факторов для покупателей являются планировки, оптимальным решением становится работа с планировками на уровне проектирования. Так получается сделать предложение привлекательным без значительного повышения стоимости проекта или даже вовсе без удорожания. Сами покупатели часто отмечают, что для них вопрос планировки даже первичен: они либо ищут квартиру, где смогут воплотить свои идеи интерьера, либо присматриваются к оптимально функциональному пространству для жизни всей семьёй. Главное, что при грамотной планировке покупателям не придется переплачивать за лишние, нефункциональные квадратные метры.

По материалам fontanka.